При даровании Торы еврейскому народу Всевышний обещает: «А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать (условия) Моего Союза — будете для Меня избранными из всех народов» (Шемот, гл. 19, ст. 5).
Всякое начало бывает трудным, — отмечает Раши в своем комментарии к этому фрагменту. — Но если евреи, как написано в Торе — «теперь (то есть в момент дарования Торы) примут на себя исполнение заповедей Всевышнего» — им будет хорошо отныне и далее.
Иными словами, исполнение заповедей будет засчитано не с момента фактической реализации, но — с минуты принятия решения соблюдать их.
Похожую идею мы уже встречали в комментарии Раши. Когда он изучает отрывок — «Если будешь слушать Всевышнего… и внимать будешь заповедям Его… — ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя» (Шемот, гл. 15, ст. 26).
Здесь Раши отмечает, что в случае, если Всевышнему и придется за неповиновение навести какие-либо бедствия или болезни на сынов Израиля — они будут сняты сразу же после того, как они, сыны Израиля, осознают свою ошибку.
Обратим внимание, что процесс выздоровления начнется с раскаяния, а с началом тешувы (возвращения на пути, указанные Творцом) — исчезнет сама болезнь.
Когда-то зарплата состояла из двух выплат. Первую давали, когда человек только приступал к работе. Она называлась — «аванс». Вторую выплачивали после того, как человек отработает определенный период, допустим, месяц.
Сейчас повсеместно перешли на одну выплату. Авансы ушли в историю. И только Всевышний по старинке продолжает «платить авансы».
Человек начал анализировать свои поступки, глядишь — одной бедой стало меньше. Принял на себя исполнение заповедей, реально еще ничего для этого не сделал, а первые накопления — уже начислены.
Но и это — еще не все.
Оказывается, авансом можно еще и жениться.
Написано в Шульхан Арухе (раздел Эвен hа-Эзер, гл. 38, п. 31), что в ситуации, если жених во время хупы объявляет, что берет свою невесту в жены, называя себя при этом — праведником, а на самом деле, как показывает проверка, он — злодей, кидушин (бракосочетание) все же считается состоявшимся. Ведь, возможно, стоя по хупой, он решил навсегда покончить со злом, начать жизнь с белого листа и делать только хорошее, доброе.
— Приветствую твое решение! — тут же откликнется Всевышний. — Начнешь с женой новую жизнь. И будет она тебе верной помощницей. Вдвоем — легче…
Что ни говори, авансы — приятная штука. Жаль, что их отменили. И только верный традиции Всевышний продолжает платить. Так почему бы не воспользоваться его Добротой?!
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)