Поделиться

Жизнь с Б-гом

Мудрецы сказали в трактате Рош аШана, страница 32:

«Спросили ангелы у Тв-рца: Владыка Мира, почему евреи не говорят песнь восхваления Б-га в Рош Ашана на Йом Кипур? Б-г ответил им: Возможно ли, что сидит царь на своём троне и судит, и книги живых и книги мертвых открыты перед ним, и евреи будут в этот момент говорить песни?».

Творец объясняет ангелам, что это не время воспевать, когда идет суд за жизнь и смерть. Это понятно объясняет положение дел.

Понимание этого порождает вопрос: почему же тогда текст молитвы Рош аШана говорит о воцарении Тв-рца?

В нем мало говорится о суде за жизнь и смерть. Только в некоторых местах фразы о просьбе «записать в книгу жизни».

Неужели это верно – во время суда не упоминать об этом и не просить проявить милость к нам?

Мы читаем каждый год на Шаббат перед Судным днём нелельную главу — «Ницавим». Мудрец Эзра постановил (Трактат Мегила 31а), чтобы до конца года закончили читать проклятия. И часть из них в главе Ницавим. Так объясняет Тосфот. Комментарий Раши на Тору приводит Мидраш: Моше объявил страшные проклятия, которые обрушатся на оставляющего союз с Тв-рцом. Прежде чем Моше успел объявить проклятия до конца, народ поник. Спросил народ: Кто устоит и не будет проклят? Тогда Моше начал утешать: Вы сегодня стоите перед Тв-рцом. Много раз вы прогневали Вс-вышнего и не уничтожил вас, и в конце концов вы стоите перед Ним.

Этот Мидраш требует пояснения. Немыслимо, что проклятие используют только для страха. Разве Моше мог так сказать?! И что за лишнее добавление «перед Ним»?

В преддверии Рош аШана мы пробуждаемся к изменениям, хотим стать лучше. И когда мы вдаёмся в детали, изучаем еврейскую философию и законы, приходит к нам Злое начало и говорит нам, что мы не в состоянии измениться. Невозможно измениться в один миг. И тогда мы теряемся, как евреи тогда, когда они поникли, нас охватывает отчаяние.

Моше говорит как раз по отношению к этому: «Вы стоите перед Ним». Какой смысл скрывает это предложение, чем это нам должно помочь?

Духовный руководитель ешивы в Ломже — машгиях рав Моше Розенштейн говорил в Йом Кипур видуй — молитву о признание грехов с просьбой о прощении, и когда он произнёс первую фразу «за грех», то вначале ревел горьким слезами. «Похоже, что так он будет реветь каждый из 49 раз, когда говорится «за грех»» — думали ученики и наблюдали за ним. Однако остальные разы он продолжил произносить сдержанно. Это вызвало сильное любопытство, и ученики решили узнать, что же скрыто в первой фразе. После молитвы ученики подошли к учителю и обратились к нему поведать «секрет».

Раввин привёл иллюстрацию для сравнения:

Один солдат в царской армии пренебрегал правилами: то вставал поздно на построение, то одевался небрежно, то на посту засыпал. Когда он пойдет под трибунал, то он будет давать ответ, и каждое нарушение учитывается. Однако если посреди войны он снимет униформу и дезертирует из армии, то тогда никого не будет интересовать, сколько построений он пропустил и сколько раз он оделся небрежно, и сколько раз заснул на посту. Его будут судить за предательство, за то, что он покинул свой рубеж и за дезертирство. Здесь нет необходимости учета каждого поступка, так как каждый из последних — причина для строгого наказания.

Рав Моше объяснил, что в молитве о признании и прощении, которая говорится за 49 грехов, каждая просьба начинается с фразы «за грех, который мы совершили ПЕРЕД ТОБОЙ»- это основа видуя, за грех, который мы согрешили, живя без Тебя. Мы жили «нашу жизнь» и отдельно «жизнь служения Тв-рцу». Мы делим нашу жизнь на то, как мы ее устраиваем, и на дополнительную часть, которая угодна Тв-рцу. Часть нашей жизни мы живём без Него. И за это мы говорим видуй, что дезертировали из армии Тв-рца.

Теперь рассмотрим сильное противоречие о понятии «раскаяние». Великий Рамбам в законах о раскаянии пишет четыре условия для оного: 1. Сожаление о сделанном; 2. Сторониться греха в действиях и в мыслях; 3. Признание в грехе и просьбе о прощение; 4. Сделать твердое решение избегать нарушение. Тем не менее, в трактате Кидушин (49б) сказали мудрецы, что даже если полный злодей женится при условии, что он станет праведником, то девушка становится его полноценной женой. Мы опасаемся его помыслов о раскаянии, и таким образом его посвящение жены вступило в силу. Выходит, что для раскаяния достаточно помысла?

Ответ в том, что начало раскаяния – это впустить в свою жизнь Тв-рца, повернуться к Нему, ведь грех – это поворот к Нему спиной. Человек, который едет в далёкий край, не сделает это за пару минут. Тем не менее, он едет в нужном направлении, и постепенно, в конце концов он достигнет рубежа. Раскаяние – это длинный процесс, но он начинается с решения, что я даю зайти в мою жизнь Тв-рцу.

Это значит, что образ мысли с «чего я хочу, какая выгоду это сулит и почему Б-г это одобрит» меняется на «чего Б-г хочет, чтобы я сделал».

В Рош аШана мы принимаем царство Б-га, признаем тот факт, что Он управляет Миром и каждым творением и мы в полной Его власти, и тем самым переходим в состояние ПЕРЕД НИМ. Поэтому мы не молимся за жизнь, потому что истинное раскаяние — молитва за «ЖИЗНЬ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ ЕМУ».

Желаю нам хорошего и сладкого года в жизни с Тв-рцом!

Обложка: huffpost.com

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com