Поделиться

Значение материалов для талит и цицит

Вопрос:

В КША написано следующее: «Если «большой талит» сделан из шелка, а цицит на нем — из шерсти, надевая его, благословение произносить нельзя. Однако можно предварительно взять шерстяной талит, произнести благословение и облачиться в него, а затем снять и надеть для молитвы шелковый. Если же и талит, и цицит на нем сделаны из шелка — благословение произносят».

Почему материал, из которого это изготовлено, имеет такое значение? Почему все это не делать из шелка?

Ответ (р. Меир Левинов):

Дело в том, что относительно талесов, сделанных не из хлопка и не из шерсти, имеется приличный спор о том, нужны ли им цицит по закону Торы, или только по постановлению раввинов. Второй спор касается вопроса, можно ли шерстянными цицит без тхелета выполнить заповедь на талесах из других тканей.

Короче: КША постанавливает по мнению Бейс хадаш, против мнения Маген Аврам и Мишна Брура, которые фиксируют обычай делать шерстянные цицит на шелковых талесах и последнего мнения придерживается Арух а-шульхан.

Вообще-то, рекомендовано не попадать в ситуации, вокруг которых ведутся такие споры. Но если уже попали, то при любом варианте найдется на кого опереться.

Ответ (р. Шауль Айзек Андрущак):

Идеальным образом исполнения заповеди «цицит» в наше время является ношение белого шерстяного талита с белыми шерстяными кистями (ША hа-АДМУР ОХ 9:4, «Кцот hа-Шулхан» 6:1). Это единственный вариант, относительно которого нет никаких споров.
Все же прочие — проблематичны, каждый по своему.
Если говорить о шелковом талите с шерстяными кистями, то возникает две проблемы: во первых, по многим мнениям (в частности, по мнению Шулхан-Аруха) одежды не из шерсти и не изо льна вообще не нуждаются в кистях, по закону Торы. Во-вторых, по мнению, согласно которому, они всё-таки нуждаются, могут ли кисти быть не из того же материала, чтои сама одежда? (А есть ещё мнение, что если это не тот же материал, то нужно чтобы нити кистей были частью шерстяные, а частью льняные и т.д.).
Поэтому, если человек всё-таки облачается в шелковый талит с шерстяными кистями, благославлять ему лучше на другой талит или ограничиваться ответом «амен» на благословение кого-то, кто облачается в шерстяной талит с шерстяными кистями. (ША hа-АДМУР ОХ 9:4-5). Однако если он благословил на такой «комбинированный» талит, это не будет «напрасным» благословением.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com