Поделиться

Звезда

Вот и взошла звезда, чтобы светить всегда…
Юрий Визбор

Одна из первых мишнайот Пиркей Авот говорит о том, что мир держится на трех «китах» — Торе, служении Б-гу и милосердии. Есть комментарии, что иногда достаточно одного. Милосердием Всевышнего был создан наш мир.

Качеством Авраама было милосердие, и как награда ему и его потомству – милосердие, проявленное Всевышним. Что может быть большей наградой, чем достойное потомство?
Так случилось, что Аврам превратился в Авраама Авину (нашего праотца). У него была цель в жизни, он хотел достигнуть совершенства в любви к Всевышнему, а также привлечь других к служению Создателю. Что и есть высшая форма милосердия.

Ведь нет Б-га, кроме Б-га. Как он пришел к этой жизни? Я думаю, он был первым, понявшим, что Всевышний правит миром по закону «мера за меру». В чем была революционность его открытия? До него целые поколения не понимали этого. Поколение Потопа в силу своей эгоистичности и материальности считало, что Б-г создал мир для их удовольствия. Ему же совсем все равно, чем они там занимаются.

Не думаю, чтобы мы сегодня далеко от них ушли — с нынешним культом удовольствий в «развитых и свободных странах». Поколение «пофигистов» обо всем судит в меру своей испорченности, приписывая Б-гу свои собственные черты. И если немного всмотреться, противостоящие ему сегодня жестокие фанатики — тоже слуги культа удовольствий. Просто удовольствия у них иные, не сибаритские, а дикарские. И награду в высших мирах они за свои «подвиги» ожидают под стать себе, копией простеньких земных удовольствий.

Поколение Вавилонской Башни возомнило себя равным Б-гу и пыталось с Ним воевать. Ну, для аналогии вспомним Советский Союз или Социалистический Китай. Жители Сдома отменили милосердие, вернее, возвели его в ранг государственной измены. Как нацисты и пол-потовцы.

Начиная с внука Адама Эноша люди служили изделиям из камня, железа и дерева, потому что отношения с Б-гом требует абсолютной преданности, а идолу можно дать взятку. И если он будет плохо себя вести – заменить на другого.

Авраам – единственная личность в истории, не просто знавшая, что «Он есть», но и поставившая своей целью постичь и воплотить на Земле Его желания — Его законы. Авраам сам пришел к Б-гу и стал прославлять Его Имя. Он сеял добро людям, потому что Б-г — добрый.

А у меня возник вопрос: наступал ли Авраам, сея добро, «на горло собственной песне»? Может быть он, как говорит мой друг, любил лежать на диване, плевать в потолок и читать умные книжки? А все остальное было как бы внешним, вынужденным — «мицвой»? Например, для моей жены гостеприимство – это сущность. А мне часто приходится преодолевать себя.

Есть разные мнения. Как мне кажется, Авраам и до полученного от Всевышнего откровения до многого доходит своим умом. В три года он впервые стал искать того, кому можно было бы сказать «спасибо». В тринадцать встал на путь истины, начал бороться с идолопоклонниками. А в 49 окончательно понял, что есть один Б-г, и Он правит небесной сферой, и Он создал все. И что среди всего сущего нет иного бога, кроме Него.

Поняв это, Авраам начал принимать гостей и прославлять перед ними Имя Б-га. Мне кажется, в этом у него не было противоречия. С одной стороны, он таким был и создан, чтобы «светить всегда». А с другой стороны, развил в себе природные качества. Тора не указывает, что для него проявлять милосердие было испытанием. Скорее наоборот.

Приведу мидраш, (рав Нахум Шадхин, «Беерот Ицхак»):

Говорится в мидраше «Шохар Тов» (Теилим, 37), что спросил Авраам у Малки Цедека (Шема, сына Ноаха): «В заслугу чего вы смогли выжить во время Потопа»? Ответил ему Малки Цедек, что они смогли выйти из ковчега в заслугу своего милосердия. Спросил Авраам: «Какое же милосердие вы делали? Разве были там бедные? Ведь только Ноах с сыновьями жили в ковчеге». Ответил ему сын Ноаха, что они оказывали милосердие диким зверям, домашним животным и птицам. Они не спали ночами, только чтобы успеть накормить всех обитателей ковчега. Когда же однажды не успели вовремя раздать еду животным, Ноах был очень раздосадован.

Стал тогда Авраам рассуждать: «Семья Ноаха смогла пережить Потоп благодаря милосердию, оказанному зверям и птицам. Разве не смогу я избежать бед в этом мире, если стану творить милосердие не животным, а людям, которые подобны ангелам?»…

После победы Авраама над армиями царей востока Всевышний обещает ему защиту и награду. На это отвечает Авраам, что, в соответствии с его астрологическими расчетами, он не может иметь детей. А что может быть большей наградой, чем достойные потомки? Тогда сказал ему Всевышний, чтобы он перестал обращаться к астрологическим прогнозам: «Я изменю твое имя и имя твоей жены, и вместе с именами изменится ваш мазаль. Аврам и Сарай не могут родить, но Авраам и Сара смогут». Поясняет комментаторы, что в момент рождения Авраама планета Земля была под влиянием планеты Цедек (Юпитер). На тот момент Цедек располагался с западной стороны по отношению к Земле. Западная сторона – холодная сторона, что и стало причиной неспособности Аврама произвести на свет детей. Но Всевышний, желая вознаградить Авраама, переместил планету Цедек на восточную, «теплую» часть. Это «теплое» влияние Цедека на Авраама и стало причиной появления на свет Ицхака. С тех пор народ Израиля находятся вне влияния планет.

И каждый отдельный еврей может изменить свою судьбу при помощи молитвы, милосердия и раскаяния. Кстати, хочу отметить, что люди на Востоке теплее и гостеприимнее, чем на Западе.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com