Урок из недельной главы «Ноах» с комментарием из книги рава Ицхака Зильберштейна «Алейну лешабеах»…
Деяния поколения Вавилонской Башни печально вошли в историю человечества, потому что на тысячелетия возродили идолопоклонство, которое по логике вещей должно было утонуть вместе с поколением Потопа!
Казалось бы, их наказание по отношению к бесславно исчезнувшему поколению, извратившему Б-жественный замысел создания человека, должно было быть, как минимум, удвоено. Понятно, что напрашивается вопрос: «Почему?!».
Потому что, Потоп уж очень убедительно свидетельствовал: все попытки уклониться от Справедливого Суда Небес — тщетны!!! И тогда, помня о страшном наказании предыдущего поколения (от Потопа их отделяло всего триста сорок лет), продолжающий упорствовать, или — вопиющий злодей-наглец, или — просто неразумный и слепой. Именно так о них сказал многим позже пророк Ишаяу: «Не знали и не разумели они, ибо глаза их были закрыты, чтоб не могли видеть, а сердца глухи — чтобы не смогли понять» (44:18).
Но вместо удвоенного наказания они получили облегченное: смешав их языки, их рассеяли по всей Земле. И это потому, что за ними числилось одно хорошее дело: они все сорок три года строительства Башни жили в мире и согласии, преуспев в возведении своего Строения до высоты двух километров шестисот метров.
Отсюда учим непреложную истину: как великолепен мир, и как отвратительны раздоры! В поколении Потопа люди ненавидели друг друга, и в результате от них не осталось и следа. В поколении Рассеяния люди, наоборот, жили в согласии и мире и относились дружелюбно друг к другу, и поэтому, даже, несмотря на греховность их объединения, они выжили!
Рассуждения на эту тему в книге рава Ицхака Зильберштейна «Алейну лешабеах»:
Написано в Торе:
«И был (на) всей земле один язык и речи единые». (Берешит, 11:1).
В связи с этим расскажу об одном событии, которое привело к освящению Имени, со слов одного уважаемого авреха, проживающего в Цюрихе.
Еврейское кладбище города находится в лесу, который принадлежит очень богатому бельгийцу. Несколько лет тому назад стало очевидно, что деревья, окружающие бейт кварот, разрослись настолько, что поглотили дорожку отделяющую территорию кладбища от леса, и, как бы, соединились с его оградой! Это привело к тому, что коаним, которым запрещено входить на кладбище, лишились возможности даже приблизиться к его ограде. Разумеется, такое положение дел вызвало огромное огорчение потомков первосвященника Аарона. И тогда руководители похоронного братства обратились с просьбой к хозяину леса подрезать деревья и высвободить дорожку, окружающую кладбище. Богач тепло и радушно принял посетителей и с улыбкой на лице … отказался исполнить просьбу евреев города! Он мотивировал тем, что это очень древние деревья, и он не хочет их трогать, а также, нарушить в районе кладбища целостность природы и красоту леса!
Богача не удалось уговорить, и евреи ушли из его дома с опущенными руками, поникшими головами, грустными сердцами… Хозяин же, наоборот, провожал их в хорошем расположении духа, давая понять посетителям, что, отнюдь, не собирается идти у них на поводу.
То, что произошло в Цюрихе, после их визита к упрямому богачу, не сотрется в памяти очевидцев этого страшного события. Вдруг в районе еврейского кладбища разразилась никогда не виданная в этих местах свирепая буря. Ветер очень огромной силы обрушился на деревья леса, окружающие кладбище, и вырвал их с корнями, очистив таким образом дорожку, о которой просили евреи.
Разница между ними и неевреями в том, что потомки праотца Авраама в случившемся видят направляющую руку Хозяина Мира, а народы объясняют как проявление природы.
И именно в этом было заблуждение Поколения Рассеяния. Однако, несмотря на отрицание Творца, они поднялись до уровня осознания силы мира и единства, но направили его на идолопоклонство, надеясь, что это избавит их от наказания…
И, как мы уже сказали, наказание они получили, и выражалось оно в рассеянии и смешении языков, но люди выжили, благодаря миру и единству, царившему между ними!».