Шалом! Мы продолжаем с вами изучать труды Алтер Ребе. Сегодня у нас маймор Алтер Ребе из книги «Тора Ор» на главу Толдот.
Здесь несколько майморов — я выбрал тот маймор, который освещает темную и, скажем так, непонятную, интригующую историю с благословением — как Ицхак хотел благословить Эйсава и по факту благословил Яакова.
Эйсав потом возмущается: «Папа, разве у тебя однол благословение? Разве больше не осталось?». Действительно, разве нельзя благословить и того, и другого?
Что себе думал Ицхак, когда он думал благословить Эйсава? Неужели действительно Ицхак не понимал, с кем он имеет дело? Неужели он действительно думал, что Эйсав более достоин, чем Яаков? Вот это, собственно, круг вопросов, которые возникают при прочтении этой истории.
Непосредственно в этой истории, в сюжете о благословении, и с этого, собственно, Алтер Ребе начинает свой маймор — ключевое понятие, с которым связана вся эта история, как считает Алтер Ребе, это идея запаха. Здесь все время у нас фигурирует запах:
«И он обонял запах от одежд его…» — так написано, когда Яаков вместо Эйсава пришел к Ицхаку, написано, что Ицхак почувствовал запах:
«И он обонял запах от одежд его, и благословил его, и сказал: Гляди, запах от сына моего, как запах поля, которое благословил Г-сподь».
Какое поле здесь имеется в виду? Почему этот запах от одежды имеет такое ключевое значение, что именно, как Тора нам описывает, «в результате этого благословил его». Это было условие, чтобы дать благословение. Что особенного в этом запахе?
Видимо, не идет речь просто про приятный аромат мужских духов или что-то в этом роде. Тем более, объясняется, что вот этот запах поля, которое благословил Вс-вышний — как объясняют, это запах рая, запах райского сада. Мы не склонны считать, что рай — это действительно просто хороший, ухоженный яблочный сад благоухающий. Это связано с какими-то духовными понятиями. И, соответственно, запах от одежд, запах от Яакова — это тоже какой-то духовный фактор.
Сперва Алтер Ребе предлагает нам разобраться, скажем так, с этой историей с точки зрения Ицхака, ведь Ицхак думал, что к нему пришел Эйсав. А потом посмотрим, как это все сработало, как это было справедливо также по отношению к Яакову — потому что если бы это не было справедливо, то получилось бы, что это благословение, данное по ошибке, и оно бы не работало. Но ведь Ицхак потом согласился с этим…
Продолжение смотрите в видео!
Источник: «Колель Тора»