С праздником Ханука, дорогие друзья!
Мы только что зажгли, в добрый и счастливый час, первую свечу в этот прекрасный, красивый, радостный праздник Ханука, и я вам всем желаю радостной, здоровой и хорошей Хануки!
Вот мы зажигали ханукальные свечи — сегодня у нас первая свеча, дальше мы будем зажигать остальные семь свечей, с Б-жьей помощью, и мы используем шамаш — «служку», чтобы от него зажигать эти свечи.
Почему мы ставим и шамаш, и основные свечи? Об этом есть спор в Талмуде — том Шабат, лист 22. Мы читаем о споре между двумя самыми авторитетными мудрецами талмуда: Рав — это был очень известный авторитет, и Шмуэль. Оба жили в Вавилоне. И как раз тема, которую они обсуждают, связана с нашей ханукией. Можно ли зажечь одну свечу от другой или нельзя?
Надо ставить шамаш, и если одна свеча меноры через время потухла, надо взять шамаш и именно от него ее зажечь. Такого мнения придерживается Рав. Рав говорит: над нельзя зажигать от одной свечи другую свечу.
Шмуэль говорит: можно зажечь от одной свечи другую свечу.
Нам необходим шамаш по мнению Рава — зажечь вторую свечу можно только с помощью шамаша. По мнению Шмуэля — нет, можно взять огонь любой другой свечи и зажечь потухшую свечу. Какая логика в их споре?
Написано в Гмаре так: «Рав говорит: нельзя зажечь от одной свечи другую свечу. Почему? Декомак хиш мицва. Когда мы зажигаем от одной свечи другую свечу, получается, что здесь сейчас меньше огня и меньше масла. И нам нельзя уменьшить одну мицву в количестве или качестве, даже ради того, чтобы делать еще одну мицву…
Продолжение смотрите в видео!
Смотрите другие уроки раввина Вышедски:
- Уроки р. Пинхаса Вышедски — смотреть сейчас!
- Записи прямых эфиров р. Пинхаса Вышедски