Всем шалом!
Сегодня у нас урок к 7-й свече праздника Ханука, и мы с вами поговорим о шамаше.
Шамаш — «служка», который помогает нам зажигать свечи в наших ханукиях. Мы с вами уже знаем, почему мы зажигаем шамаш — поскольку нам нельзя получать удовольствие от этих свечей, нельзя использовать свет, который они распространяют.
В те годы, когда еще не было электричества и люди сидеди и читали книги благодаря свету свечи, которую они держали, надо было разделить: свет, который распространяется в доме, в квартире — это не тот свет, который идет от ханукальных свечей, но тот же свет, который идет от шамаша.
Задается вопрос: а на сегодняшний день, когда, слава Б-гу, уже много лет у нас горит свет, и свет в квартире не распространяется от ханукальных свечей, зачем нам в наше время дополнительная свеча — всего девять свечей на Меноре с дополнительным шамашем?
Есть те, кто отвечает: «Минхаг авотейну беядейну». Мы должны сохранить обычаи, которые были у наших предков. А поскольку тогда использовали шамаш по причинам, которые были актуальны тогда, мы дальше это делаем и в наше время.
Хочу поделиться с вами историей, которую я слышал от одного хасида. Это была Ханука 1962 года. Утренняя молитва Шахарит в «770», синагоге Любавичского Ребе. Вы знаете, что есть обычай зажигать ханукию в синагоге, в молитвенном зале не только вечером, после дневной молитвы Минха, когда мы зажигаем свечи с благословением. Даже во время утренней молитвы Шахарит также принято, чтобы горели свечи в Меноре, которая стоит в синагоге.
Габай синагоги (ответственный за синагогу Ребе) приготовил, как обычно, Менору и зажег свечи, но без шамаша. Когда Любавичский Ребе зашел на молитву, он обратил внимание, что отсутствует шамаш, и он попросил, чтобы также зажгли и шамаш. Шамаш, конечно, зажгли, выполнив просьбу Ребе.
После молитвы габай синагоги, который почувствовал себя неловко из-за того, что не поставил шамаш на место, спросил у Ребе: «В чем дело? Зачем нам нужен шамаш? Во-первых, светло. Во время дневной молитвы, когда мы зажигаем свечи с произнесением благословения — это мицва. Тогда нам надо делать эту мицву во всех ее деталях и ставить шамаш. Но с утра, во время молитвы Шахарит, когда заэигание свечей — это минхаг, обычай, а не заповедь — зачем нам тогда был нужен шамаш? Зачем Ребе попросил, чтобы и шамаш горел?».
Ребе объяснил ему очень интересную вещь…
Продолжение смотрите в видео!
Смотрите другие уроки раввина Вышедски:
- Уроки р. Пинхаса Вышедски — смотреть сейчас!
- Записи прямых эфиров р. Пинхаса Вышедски