Поделиться

Ханука | Война не против евреев, а против ЕВРЕЙСТВА!

Рав Пинхас Вышедски Ханука Война не против евреев а против еврейства

Шалом всем! Ханука самеах!

После произнесения брахи и зажигания ханукальных свечей мы произносим «Ханерот Алалу» — «Эти свечи мы зажигаем…»

Среди абзацев текста, который мы произносим после зажигания, мы говорим и то, что во все восемь дней Хануки нам нельзя получать никакой пользы от этих свечей, и мы можем только на них смотреть — «лир отан билвад». Мы даже не имеем никакого права использовать эти свечи.

И это очень интересная вещь. Их цель — не в том, чтобы распространять свет, не для того, чтобы освещать. Они просто должны стоять рядом с нами. Мы их зажгли и на них смотрим.

Это очень интересно — это же не единственные свечи, которые мы зажигаем в рамках нашей еврейской жизни. Шабатние свечи — когда наступает шабат, наши жены и дочери зажигают Шабатние свечи. На исходе Шабата мы зажигаем свечу на Авдалу. Давайте посмотрим, что мы делаем с этими свечами?

О Шабатних свечах написано в Шулхан Арухе, что их надо зажигать именно в том месте, где мы кушаем, чтобы они распространяли свет,  создавали хорошую и приятную атмосферу и укрепляли шалом байт. Это главные цели Шабатних свечей.

А что с Авдалой? Во время Авдалы нам надо посмотреть на свет свечи, на наши ногти и тогда отблагодарить Вс-вышнего за Творение, огонь — за творение света.

То есть, это такие свечи, на которые мы специально должны смотреть и получать особое удовольствие от света, который они распространяют. Написано — «они должны светить»!

А почему тогда, когда мы зажигаем ханукальные свечи, такое странное поведение и такой странный закон — ни в коем случае их не использовать? Есть шамаш. Если вам надо что-то, используйте шамаш. Если вам нужен свет — только шамаш! Ханукальные свечи — нет. На них только смотреть. Они не касаются вашего личного удовольствия.

Обратим внимание на еще одну странную вещь в празднике Ханука, в которой Ханука отличается от всех остальных еврейских праздников. Трапеза. Что может быть более классическим, чем трапеза во все еврейские праздники? В Песах у нас есть Лейла аСедер, в Шавуот у нас молочная трапеза, в первую ночь Рош аШана у нас целый порядок этой трапезы, в Суккот у нас есть специальная заповедь делать трапезу в сукке. Кто уже говорит о Пуриме,  о трапезе, в которую мы пьем, которую надо делать в Пурим.

От всех этих праздников отличается Ханука. Там не существует такой заповеди. Там не существует такого закона — в Хануку мы не обязаны собирать семью за красивым накрытым столом и делать праздничную трапезу. Да, если мы хотим, это называется в галахической терминологии «решут» — мы можем это делать, а можем не делать. Но мы не обязаны это делать…

Продолжение смотрите в видео!

Смотрите другие уроки раввина Вышедски:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com