Что означает имя Иосиф – Vaikra.com
Рубрики

Что означает имя Иосиф

Помочь уроку

Что означает имя Иосиф?

С первого взгляда мой вопрос достаточно прост, а чтобы убедиться в этом,  давайте найдём нужное место в главе «Ваеце»:

И забеременела (Рахель), и родила сына… и дала ему имя Иосиф, говоря,  добавит /йосеф Милосердный мне другого сына. /Берейшит 30,24/.

Всё предельно ясно, хотя и звучит весьма странно. Женщина, которая долгие годы была бесплодна и наконец родила сына, обрадовалась. Но радость её почему-то связана не с этим новорождённым, а с кем-то  другим, кто родится за ним.

С нашей обывательской точки зрения реплика Рахель слишком  «отдаёт» излишней самоуверенностью. А будет ли другой сын?

Или, может быть, мы неверно понимаем слова, сказанные матерью, и данное имя в конкретном случае относится  именно к этому новорожденному? Тогда в чём заключается смысл слов Рахели и имени, данного ребёнку при рождении?

Простая логика подсказывает: если все дети, рождённые у Яакова, получали от своих матерей имена, связанные с их свойствами или со стоящей перед ними в будущем задачей, то и имя Иосиф говорит о чём-то  таком же. Хотя  это  не так очевидно, как, скажем, в случае с именем Иhуда/hодаа – благодарность. Мать, выражая благодарность Творцу, что Тот одарил  её четвёртым сыном, называет сына в знак признательности и почтения Вс-вышнего. Тайна имени Иосиф явно кроется в чём-то другом, а не в том, что произошло при рождении  ребёнка.

Давайте попробуем понять, что имела в виду Рахель, называя своего первенца Иосиф. Предположим,  что это имя связано каким-то образом с той задачей, которую мальчик должен будет выполнить  в будущем.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

И где же  нам искать эту задачу? Мне кажется, что наиболее отчётливо  она определяется поручением его отца Исраэля. В тексте Торы сказано так:

Иди и узри гармонию братьев твоих и состояние стада. /Берейшит 37,14/

Сразу же хочу оговориться и внести ясность: чтобы человеку что-то УЗРЕТЬ, нужно обладать свойствами пророка. Юноша Иосиф этими свойствами, увы, не обладает.

Мы знаем, что братья весьма  недружелюбны к Иосифу. Они считают его выскочкой и доносчиком, и мудрому отцу отправлять семнадцатилетнего  подростка к его великовозрастным и довольно агрессивным братьям   неразумно. И действительно, вся эта история заканчивается весьма плачевно. Вначале братья решили убить Иосифа, а потом сделали снисхождение и…  продали его в рабство. Мы помним, что долгие двадцать  два года Яаков  пребывает в глубоком трауре, считая любимого сына погибшим.

Но Вс-вышний не  оставляет Иосифа. Куда бы ни попал этот несчастный  еврей,  удача ему  постоянно  сопутствует. Но вот что интересно! Взрослея  и преодолевая очередное испытание, Иосиф понимает,  что  его  удача — это не его личная заслуга,  что он всего лишь передаёт полученное свыше. И когда после 12-ти лет заключения ему представился  шанс угодить Паро, разгадав  его странные сны, и выйти на свободу,  Иосиф, ни на секунду не сомневаясь, объявляет о своей непричастности к великой тайне разгадывания снов.

Без меня! Гос-дь ответит  Паро. /Берешит 41,16/

А теперь вернемся к  задаче, возложеннной Вс-вышним на Иосифа. Став  вторым человеком в империи и принудив братьев, пришедших из Кнаана,  подчиниться  его  власти, Иосиф наконец открывается им и становится  способным исполнить то поручение, которое Исраэль двадцать два года назад дал ему:  «узреть гармонию братьев и состояние стада». И сумел он это сделать только потому, что за время разлуки стал другим человеком, обрёл качества пророка.

Наиболее чётко  его перемену можно отследить в той короткой фразе,  которую Иосиф произносит непосредственно перед своим признанием. Он говорит:

Я – Иосиф!  /Берейшит 45,3/

Кому предназначена эта фраза? Братьям? Нет!  К ним он обратиться  чуть  позже  со словами:

Я – Иосиф, брат  ваш, которого вы продали в Египет. /Берейшит 45,4/

Скорее всего слова «я – Иосиф»  адресованы самому себе. Другому,  хоть и тому же самому Иосифу!  Не забудем, что Фараон дал ему иное имя — Цафнат Панеах. Именно под ним Иосиф проживал во дворце. А тут прозвучало: «Я – Иосиф!». Круг замкнулся!

В эту  секунду исполнилось  пророчество его  матери  Рахели:  тот самый мальчик, который тридцать  девять лет назад родился у неё, наконец стал  «другим сыном»,  другим человеком. Человеком, способным выполнить своё посланничество. Значит, при рождении Иосиф  получил имя, предсказавшее  его будущее изменение, его другую личность. Именно это и  предвидела мать при его рождении.

Вот мы и приоткрыли завесу над тайным смыслом имени Иосиф.

Источник: блог раввина Михаила Когана

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Михаил Коган Помочь уроку

Рав Михаил Коган имеет образование по специальности "режиссура", более 10 лет опыта работы в театре и преподавания актерского мастерства.

После двух месяцев проживания в ешиве Штейнзальца в Москве понял, что я - еврей, и мне пора уезжать домой, на историческую Родину. В 1991 году мы всей семьёй совершили алию. После 5 лет учебы в Иерусалиме получил смиху и уехал работать раввином в еврейскую общину города Дюссельдорф (Германия). После двенадцати лет пребывания на этой должности, вернулся домой.

Живу в Бат Яме, преподаю в «Натива». Это организация занимается гиюром. Вожу экскурсии по Израилю. Читаю лекции по истории. По-прежнему люблю театр.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments