Поделиться

Чудо месяца Кислев | Часть 1. Как поверить в чудо?

В месяце Кислев мы учимся видеть чудеса через круглые линзы буквы самех, которая словно кружится, замыкая круги…

Современный мир очень скептически относятся к чудесам. Якобы существует лишь объяснимое с научной точки зрения, и не существует необъяснимое, а чудеса остались лишь в вымышленных легендах. Но темноту месяца Кислев пробивает свет маленькой ханукальной свечи, который говорит: Чудо (точно) случилось с нами! Кувшин масла (точно) найден! Лампадные свечи горели сверхъестественным образом восемь дней, и победа Маккавеев в войне с греками определяется как чудо, поскольку немногие победили многочисленных, как произносим в молитве «О чудесах».

Откуда чудо пришло в наш рациональный мир? Чтобы лучше разобраться в этом, обратимся к круглой букве самех, סמך, которой был сотворен месяц Кислев. Как мы уже видели в предыдущие месяцы, секрет букв на иврите, святом языке, выявляется в трех основных направлениях, пересекающихся между собой. Во-первых, имя буквы, в нашем случае самех, סמך. Во-вторых, форма этой буквы — круглая и закрытая. В-третьих, гиматрия буквы ס равна 60.

Поддерживающий падающих

Самех – это слово на иврите. Смысл корня слова סמך связан с опорой и уверенностью, я полагаюсь — сомех סומך на кого-то, кто моя опора (поэтому я также близок – самух к нему). И имя месяца Кислев כסלו связано с уверенностью, как в стихе «Ибо Б-г будет твоей опорой כִסְלֶךָ», означающем «будет прибежищем».

Кто нуждается в опоре? Тот, кто находится в опасности и может упасть, как в стихе: «споткнется – и не упадет [и когда упадет, не будет совсем покинут], ибо Б-г поддерживает его». Кислев наступает следом за Хешваном, буква которого נ нун. Нун связана с падением (נפילה) как объясняется в статье о Хешване, но тут же приходит буква самех и поддерживает ее. Месяц Кислев поддерживает падающий месяц Хешван. И объясняют мудрецы относительно стиха «Счастливы находящиеся в Храме твоем», что стихи в нем расположены в алфавитном порядке («Аромимха…», «Бехоль…»), кроме отсутствующего там стиха, начинающегося с буквы нун, поскольку нун намекает на падение Израиля. Но царь Давид пришел и сказал: «Б-г поддерживает всех падающих».

Итак, мы падаем или нет? Дело в том, что со стороны самих себя мы на самом деле в постоянной опасности падения, особенно если мы зависим от всех видов опор, которые вдруг стали как подпорки ветхого тростника, поэтому мы падаем на землю. Даже праведники склонны к падению: «Ибо семь раз упадет праведник, но встанет». Ведь всегда находится Кто-то, чтобы поддержать его: «Поддерживает всех падающих» — только с Его помощью цадик может встать.

Что получается из соединения падающего человека и поддержки Всевышнего? Нун опирается на самех и превращается в нес ס- נ- чудо Хануки! Это чудо может выражаться и в рамках природы – как победа Хашмонеев, которые имели сильное чувство веры в Б-га, активную уверенность, что можно встать из падения и быть теми, кто совершает чудо (даже если это и нелегкий путь, и мы вновь упадаем, воспрянем духом и опять встанем). В Кислеве выясняется, что нам есть на кого положиться.

Кружится, кружится ветер

С точки зрения формы самех является единственной из простых букв, имеющей замкнутую форму (впрочем, из конечных букв к ней присоединяется конечная буква ם «מ, мэм). Не зря корень סגר («закрыл») начинается с самеха, как и корень סבב («кружить» и другие корни с похожим смыслом). Буква самех не часто встречается в иврите, и в Торе она очень редкая, поэтому каждое ее появление является праздником. Первый раз самех появляется в стихе: «и он סבב огибает всю страну Хавила», второе появление находим рядом: «и он סבב огибает всю страну Куш». Третье появление в стихе: «то взял одну из частей тела человека, а плоть на том месте замкнул סגר» — все в значении окружения и закрытия, подобно букве самех, огибающей со всех сторон.

С одной стороны, вращающийся круг напоминает круговорот природы, который, возможно, представляется бесцельным, как описание мира природы в книге Коэлет: «Суета сует, все суета… поколение уходит, и поколение приходит… кружится, кружится, движется ветер и на круги свои возвращается ветер». Но на более глубоком уровне, круговорот природы основывается и поддерживается Творцом, как это видно из равенства гиматрий אלהים = הטבע (Б-г и природа). Согласно науке, природа сама по себе постепенно распадается, пока не развалится полностью (согласно Закону Энтропии). А постоянство естественного вращения указывает на кого-то, Кто «поддерживает падающих». И на личном уровне, даже тот, кто падает все ниже и ниже, скатывается в конце к поддерживающей руке Б-га, окружающей его со всех сторон, по словам рабби из Ижбице: «каждая душа из народа Израиля, когда она падает, она падает [прямо] в лоно Благословенного Творца». Это скрытое чудо (הנס הנסתר), что уповающий на Всевышнего и надеющийся на Его помощь, не разочаровывается.

Открытие Окружающего света

На более высоком уровне Каббала говорит о двух видах Б-жественного света, относящихся к сотворенным мирам: Наполняющий свет ממלא (мемале коль альмин) и Окружающий свет סובב (Совев коль альмин). Мемале похож на соединение души и тела: «как Б-г наполняет этот мир, так и душа наполняет тело». Во всей Вселенной внутренний пульс жизни вызван светом Творца, и тот, кто внимателен, может почувствовать это за внешним облачением природы (и многие люди разделяют эту веру, так или иначе).

Но Совев — Окружающий свет — является тем, что не воспринимается вообще в сознании созданного мира, он как огромный круг, окружающий все снаружи. Поскольку буква самех представляет свет Совев — סובב, она не появляется ни разу во всем описании Сотворения мира (подобно тому как там не упоминается собственное Имя Ãвайе, а лишь Имя Элоhим), но только в контексте Рая – Ган эдена, находящегося вне нашего сознания. Самое потрясающее, что и этот свет может раскрыться нам, и каждое такое раскрытие является чудом — נס. Раскрытие Окружающего света через Наполняющий свет – это раскрытие скрытого секрета (הנסתר הסוד) и на это указывает равенство их гиматрий סוד = סובב.

Для того чтобы поверить в чудеса, нужно выйти из замкнутого (סגור) круга, знакомого нам, и понять, что мир природы (הטבע), которому свойственен циклический (как кольцо, טבעת) характер, оживляет не что иное, как скрытый Б-жественный свет, вплоть до огромного круга Б-жественного света, окружающего и охватывающего все в равной степени. Когда мы играем в Хануку в волчок (סביבון), подумаем о сущности вращения, и о том, что есть Кто-то Наверху, кто крутит все… и внезапно: нес гадоль hая по («великое чудо было здесь»). Если кто-то беспокоится, что вера в чудеса сделает из нас бездельников, живущих в мире фантазий, он приглашается поучиться у Хашмонеев, что такое отвага и инициатива, вызывающие проявление чудес. Благодаря самоотверженности Хашмонеев выявляется скрытое в нашей реальности — это кувшинчик с чистым маслом, найденный в Храме, что видно из намека: טהור שמן פך = נסתר. (Причем из первых букв первых трех слов складывается слово פשט, то есть скрытый аспект прячется в простом, и за прямым толкованием Торы скрывается ее тайная часть).

Автор: Рав Ицхак Гинзбург
Перевод: Адасса Кочубиевская

Часть вторая:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com