Поделиться

Чудо месяца Кислев — Уверенность в победе Часть 2

Шестьдесят богатырей вокруг

Мы подошли к числовому значению буквы самех, простая гиматрия которой равна 60, а Рош Ходеш Кислев является 60-тым днем, считая с начала года.

Число шестьдесят является идеальным развитием числа шесть (60 = 6*10). Число шесть создает совершенную форму — шестиугольник, представляющий собой максимальное использование пространства в природе (например, ульи и кристаллизация материалов). На самом деле, шестиугольник близок по форме к кругу. И если начертим шестиугольник, вокруг которого круг, то длина одного ребра шестиугольника будет равна радиусу окружности (а сумма длин шести сторон шестиугольника будет равно троекратному диаметру окружности, и, вероятно, по этой причине, мудрецы рассматривают диаметр окружности как треть его периметра). И количество кругов, которые можно нарисовать вокруг одного круга, будет равно шести – все соединяется с круглой формой буквы самех.

Одно из уникальных представлений числа 60 в Танахе мы находим в Шир а-ширим: «Вот ложе Шломо; вокруг него – 60 отборных богатырей из богатырей Израиля. Все они вооружены мечами, искусны в битве; каждый – с мечом у бедра; ночью [охраняют они царя] от опасности» — 60 богатырей вокруг него — סביב, как буква самех, имеющая округлую форму, (или шестиугольник). Согласно Каббале, месяцу Кислев соответствует «чувство» сна, но, очевидно, не так-то легко спать безмятежным сном. В определенном смысле сон является самым большим спуском (נפילה) и нужно помнить, что есть Некто, кому можно доверять и очень полагаться (לסמוך) на Него: «уповающий на Б-га окружен милостью (סֹובְבֶנּוּ)».

И здесь Всевышний поддерживает падающих: «Я ложусь и засыпаю; просыпаюсь, потому что Б-г поддерживает меня; и не боюсь великого множества народов, окруживших (סביב) меня!» У Всевышнего есть преданные посланники в образе шестидесяти богатырей, несущих охрану вокруг нас. Эти герои могут быть «героями Израиля» на самом деле, бесстрашными Хашмонеями, но также словами защищающего благословения, причем самым важным из них в Торе является благословение коэнов – «Благословит тебя Б-г и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Б-г и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Б-г и пошлет тебе мир» — в нем ровно 60 букв, как и 60 охраняющих богатырей (отсюда обычай читать в молитве Шма перед сном стих «Вот ложе Шломо» и благословение коэнов, наряду с другими стихами для охраны и защиты). Число слов в благословении коэнов 15, как и порядковый номер буквы самех в алфавите.

После сладкого ночного сна, первое чудо в том, что мы утром просыпаемся. Затем можно верить во все чудеса, которые нас постоянно окружают, вплоть до самого удивительного чуда возрождения из мертвых: «Обновляется оно [милосердие] каждое утро; велика преданность Твоя!» -«Поскольку Ты каждое утро обновляешь нас, мы знаем, что велика Твоя вера оживить мертвых».

Лук Йонатана

В завершении отметим, что колено месяца Кислев — колено Биньямина и созвездие месяца – Стрелец. Сыны Биньямина были известны как отличные стрелки из лука: «каждый из них бросит камень в волос и не промахнется», как сын Шауля Йонатан, много упражнявшийся в луке, о котором сказано: «лук Йонатана никогда не отступал». А также о братьях Шауля из колена Биньямина, присоединившихся к Давиду, написано: «Вооруженные луком, правой и левой рукой (бросавшие) камни и (натягивавшие) стрелы лука».

Имя Биньямин состоит из двух слов: «правый» и «сын» (согласно простому смыслу, имеется в виду, что Биньямин родился в Эрец Исраэль, в то время как его братья родились в Харране, расположенном относительно Израиля севернее, то есть левее, а Эрец Исраэль находится правее, то есть на юге).

Интеграция разных видов уверенности

Уверенность бывает двух видов: активная (встать и сделать) и пассивная (искренне принять, что все происходящее со мной — от Б-га и все к добру). Активная уверенность – внутреннее свойство сфиры нецах (т.е. «победа»), а пассивная уверенность-упование принадлежит к сфире hод (т. е. «благодарность»), внутреннее свойство которой цельность и искренность. Ощущение, что Всевышний поддерживает падающих, связано больше с пассивной уверенностью, сфирой hод, базирующейся на осознании Окружающего весь мир света и милосердии Творца, поддерживающего нас (в отличие от активной уверенности, связанной с ощущением Наполняющего света, помогающего нам обрести собственные силы и мужество).

Теперь разберем, в чем особенность уверенности колена Биньямина. С одной стороны, они храбрые воины, действующие по своей инициативе в силу активной уверенности в победе, как посланники, чей лозунг «Десница (правая рука) Б-га дает победу». Но с другой стороны, война луком — это нечто более утонченное, чем война мечом. При метании стрел из лука необходимо простодушно надеяться попасть в цель, ведь стрелы падают в места, не известные заранее (как в стихе: «а (один) человек наугад натянул лук…»). Чтобы правильно стрелять из лука, натягивая тетиву, тщательно нацеливаясь и отпуская в нужный момент (попадая даже в волос без промаха), нужно уметь освобождаться от ощущения самого себя, порождающего фальшь и промах. Таким образом, это подходит для пассивной цельности сфиры hод (полагающейся на Окружающий свет) без самосознания больше, чем активной уверенности сфиры нецах. Поэтому будет правильнее сказать, что в войне колена Беньямина есть интеграция hода с нецахом, hода в нецахе – цельность в уверенности в победе.

От чтения Шма к молитве

В служении Всевышнему лук – кешет — קשת намекает на просьбу – бакаша — בקשה как в стихе: «который я взял у эморея мечом моим и луком- векашти, בְקַשְׁתִּי». Векашти Онкелус переводит как «молитвой», то есть слово בְקַשְׁתִּי интерпретируется как «моя просьба» בַּקָשָתִי. И здесь мы встречаем колено Беньямина, поскольку слово בַּקָשָתִי появляется в Танахе (только) в словах царицы Эстер, которая из этого колена: «желание мое и просьба моя». И о Мордехае сказано, что он «сын Шими сын Киша», и мудрецы толковали «сын Шими, молитва которого была услышана Б-гом. Сын Киша, который икиш-постучал в ворота милосердия и ему открыли».

Объясняется в Хасидизме, что меч – это молитва Шма (в ней есть 248=(רֹמח –копье) букв), она воюет непосредственно с открытым злом в душе. Однако лук — קשת — молитва Амида, когда мы метаем стрелы в неизвестное зло, что скрывается в неосознанной части нашей дши, и освобождаемся от самосознания (так что молитва произносится как бы самим Всевышним: «Б-г, открой мои уста»). И тогда просим и стучим в ворота милосердия, полагаясь на Того, Кто приведет стрелы прямо к цели.

Автор: Рав Ицхак Гинзбург
Перевод: Адасса Кочубиевская

Часть первая:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com