Добрый день, дамы и господа! Продолжаем наши лекции из цикла «Еврейская история».
Осень 66 года — начало восстания.
Мы говорили с вами о первых пару месяцах восстания, которое евреи подняли в Иерусалиме в элуле 66 года — это приблизительно конец июля — начало августа, середина августа 66 года. Мы говорили о том, что Цестий Галл идет в Иудею с большими войсками — он даже осаждал Иерусалим, но снял эту осаду, и евреи одержали победу, разбив полностью армию римского наместника, который находился в Антиохии.
Поэтому к осени 66 года, в принципе, получилась ситуация, которой не было уже даже не много десятилетий, а как минимум, наверное, уже столетие не было. Получилось так, что римской власти в Иудее как бы и не было. Центр Римского владычества оставался в Кейсарии, там находился прокуратор — Флор, с которым мы были знакомы, печально знакомы. Но у прокуратора Флора как таковых войск не было. Основные войска, конечно, были у губернатора всей этой провинции — у Цестия Галла. Цестий Галл разбит — то есть, получилась ситуация, что на территории Иудеи римская власть перестала работать.
И это произвело огромное впечатление на восставщих, потому что победа над огромной армией была сопоставима с теми победами, которые делали Хашмонаим, Хасмонеи в свое время. И поэтому многие начали говорить о том, что, вполне вероятно, могут быть свидетелями очередного чуда, когда небольшая и совершенно не вооруженная еврейская армия (не было ведь даже армии) — эти партизанские отряды, которые сами собирались, ополченцы, они смогут противостоять огромному Риму.
Но в ту минуту, когда заканчивается власть и когда евреи как бы становятся вне закона — а в данной ситуации евреи Иудеи стали вне закона с точки зрения римской власти — римская власть, понятно, еще придет и будет разбираться; но сейчас, так как евреи подняли власть против Рима и Рим как бы был отброшен, начинается, в принципе то, что начинается, когда в какой-то стране или городе вдруг говорят о том, что власти сейчас нет. А когда власти нет, обычно начинаются плохие вещи — обычно начинается череда различных погромов.
Дело в том, что в Иудее — и не только в Иудее, в Галилее так же — было огромное количество городов со смешанным населением. Скажем так, они даже были не столько со смешанным населением; это были города, в которых жили в основном язычники. Когда-то это были чисто еврейские города, понятно, но со времен Александра Македонского, а с этих времен прошло почти 400 лет — эллинистическое правление, потом римское правление — многие чисто еврейские города постепенно становились греческими городами. Там жило и греческое население, и римляне немного, и сирийцы. Кто такие сирийцы были по национальности — трудно сказать, но они были тоже семиты. Но они тоже были очень эллинизированы. Скажем так, сирийско-греческое население — оно было в очень большом количестве городов…
Продолжение слушайте в аудиозаписи лекции! Пишите ваши комментарии!
Источник: Telegram-канал «Еврейская история»