Поделиться

🐪🔺Египетские метафоры | Рав Меир Брук

Египетские метафоры Рав Брук

Египетские метафоры Рав Брук

Существуют два основных способа представления глубокой идеи в тексте. Первый способ — с помощью понятий, второй — с помощью метафоры. Понятия создаются наукой по мере развития и накопления опыта.

Много важных понятий было введено в обиход психологией. Метафора — это художественный образ, который описывает идею с помощью подобия свойств метафоры и представляемой идеи.

Приведем пример. Психология ввела понятие ассертивность — для описания качеств человека властного и авторитетного, который может энергично убедить аудиторию в своей идее и отстоять ее. Тора рисует нам Моше, который является образом и иллюстрацией этого понятия.

Описывать идею с помощью понятий — всегда сознательная работа. Описание с помощью метафор иногда может происходить интуитивно (через подсознание). В студенческие годы у меня был знакомый, крупный поэт. Он мне читал свои стихи, а я выискивал в них метафорические смыслы. Во многих случаях эти смыслы были сюрпризом для самого автора.

Метафоры в сюжетах Торы используются, в частности, для трех задач: для описания цели — духовно и творчески развитого человека; для описания лагеря «оппонентов» — сил в человеке, которые противодействуют развитию; для описания конфликтов между ними — чтобы показать, как нам выбрать правильную часть из первых двух и преодолеть сопротивление оппонента.

Лагерь оппонентов делится на две главные части: тех, кто толкает нас на неправильные действия и тех, кто не пускает нас делать правильные действия. Главный из первых — Змей, главный из вторых — Фараон. История Адама начинается со столкновения со Змеем, история еврейского народа начинается с Египта и Фараона.
Разберем основные идеи, представленные египетскими сюжетами в форме метафоры.

Египет — на иврите мицраим — узость, теснота. Фараон на иврите паро. Одна из идей — в слове паро те же буквы на иврите, что в слове ореф — затылок. Слово «жестоковыйные» — на иврите кшей ореф — имеет несколько смыслов. Один из них — «неповоротливый затылок» — означает негибкого человека, который не может изменить свой маршрут, «сойти с колеи». Чтобы повернуть, нужно сначала повернуть голову, а «твердый» затылок не пускает голову, и человек продолжает идти по той же «колее».

Актуальный пример. Людям, прожившим в Советском Союзе, достаточно долго навязывали программу, что «религия — опиум для народа». Многие из этих людей прожили по 20–30 лет в Америке, но программа «религия — опиум» прочно засела в подсознании и не дает повернуть голову в сторону иудаизма, чтобы услышать важные идеи, которые заложены в Торе.

Рабство — очень многогранное понятие. Оно противопоставлено понятию «свобода выбора».
Человек — раб множества программ, которые он «накопил» за свою жизнь.

У этих программ есть три источника, которые мы учим из повеления Аврааму «Лех Леха»: «Иди к себе — от страны своей, от места своего, от семьи своей».
Страна — это наиболее общие программы, например общесоветские или общеамериканские.
Семья — это привычки, полученные от родителей.
Место — промежуточный источник, например город, или сотрудники на работе, или одноклассники в школе.
Египетские «казни» — удар по старому, чтобы высвободить новое.

Это очень важная идея. Процесс развития личности — «ступенчатый». Человек поднялся на очередную ступень, и этот подъем — прогрессивный фактор. Но постепенно эта ступень становится «тесной» (мицраим — узость, теснота) для него. И хотя ему кажется, что он имеет лучшее из возможного, на самом деле человека ждет следующая ступень.
И здесь вступают в «бой» силы инерции, которые (во главе с внутренним фараоном — неповоротливым затылком, изображенным в виде метафоры) делают все, чтобы человек «застрял» на текущей ступени.

Самому человеку почти невозможно повторить «подвиг Мюнхгаузена» — вытянуть себя из болота за свои волосы. Человеку могут посылаться страдания.
Светский человек говорит, что это жизнь посылает ему проблемы. Религиозный человек говорит, что это Б-г посылает «египетские удары», чтобы расколоть силу инерции старой системы и выпустить человека, чтобы он поднялся на следующую ступень.

Идеи Торы особенно актуальны для сегодняшнего времени, т.к. Вс-вышний планирует совершить переход человечества на более высокую духовную ступень. И у каждого человека появляется выбор: или, цепляясь за старое, страдать во время «египетских ударов», или выбрать процесс духовного роста.

Источник: сайт р. Меира Брука

Читайте также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com