Глава «Хаей Сара»…
«И жила Сара семь лет, и двадцать лет, и сто лет — дни жизни Сары».
И в нашей же главе говорится о смерти нашего праотца Авраама Авину.
«И умер Авраам — ему было сто семьдесят пять лет, и пришел он со всеми своими днями».
Глава, в которой говорится о смерти Сары и о смерти нашего праотца Авраама, называется «Жизнь Сары». И очень странно и очень удивительно — почему нужно писать целую главу про то, что Авраам покупает с большими трудностями место для погребения Сары?
Когда спросили ученики у Сократа, великого греческого ученого, что с ним сделать после смерти, он ответил: «Бросьте меня в поле». — «Как, учитель? Там же собаки будут рвать твое тело!». — «Тогда дайте мне в руку палку!». — «А что ты сможешь сделать с палкой? Ты же будешь мертвым!». — «Так какое мне дело, что будет с моим телом после смерти?».
Здесь заключена великая тайна. Почему именно здесь — в Меарат аМахпела, возле которой мы находимся, в городе Хевроне, Авраам хотел похоронить свою жену Сару?
И это взгляд, еврейский взгляд, который отличается принципиально от взгляда других народов. Ведь со смертью тела не кончается жизнь души. Сказано, что это как зернышко, которое пмещают в землю. Пока оно полностью не разложится, оно не может дать новый всход.
Творец — «Он оживляет и умерщвляет, и приводит к избавлению». Это вера евреев — про то, что в будущем несомненно будет оживление мертвых. И именно в этом месте, Меарат аМахпела, которое означает «двойная пещера»- здесь похоронены те, которые удвоили свою жизнь. Они жили в материальном мире, но они принесли все свои дни жизни с собой.
Каждое мгновение жизни человек живет в этом мире и сязан с Будущим миром. И это Кирьят-Арба, где объединяются все основы мира. Здесь, говорит гаон из Вильно, когда разрушен Храм, Шхина — Присутствие Творца находится именно на могиле праотцев.
Шабат шалом!
Источник: YouTube канал раввина Цви Патласа