Философия молитвы | Урок 3 – Vaikra.com
Рав Шимон Левин

Учился в ешивах сначала в России, а затем в Израиле.
В прошлом:
- руководитель вечернего колеля при Иерусалимском технологическом институте «Махон Лев»;
- руководитель колеля и организатор образовательных программ в г. Саратов.
Работал в организации «Сиах Сод», занимающейся социализацией людей с синдромом Дауна и аутистов.
С 2011 г. – заместитель Главного раввина Москвы.
В 2016 году Съездом КЕРООР был избран на должность Председателя КЕРООР.
В настоящее время проживает в Иерусалиме, изучает и преподает Тору.

Философия молитвы | Урок 3

Молитва и Тора — две составные части диалога с Б-гом. Еврейский народ обращается к Вс-вышнему посредством молитвы, а Вс-вышний отвечает еврейскому народу посредством Торы. Мы учим это в том числе из того, что написано: «Каждый, кто не хочет слышать Тору, так же и молитва его — мерзость».
То есть, человек, казалось бы, говорит что-то Б-гу, молится, но ответ его не интересует. Он использует Б-га как некое средство для достижения своих целей, при этом не задумываясь о том, что Б-г от него хочет. Это крайне некрасивый и мерзкий поступок. Если бы этот человек так относился к другому человеку, это было бы неподобающе. А с Б-гом так тем более поступать нельзя. Нельзя Его просто использовать, а не вести с Ним осмысленный диалог.

В этом заключен важный момент, который показывает нам еврейский подход к тому, что такое молитва. Когда мы открываем сидур и видим тексты еврейских молитв, мы практически не находим в них просьб, а есть большая часть молитв, как, например, благословение на чтение «Шма», благословения перед и после чтения «Шма», где вообще нет никаких просьб. Так о чем же мы молим Б-га?

На самом деле, еврейская молитва — это не только и не столько просьбы. Это некий процесс, когда любой человек (не обязательно еврей) обращается к Б-гу и высказывает Ему то, что у него на сердце. Да, если человеку что-то нужно, он может обратиться к Б-гу как к высшей инстанции. Но в молитве не обязательно должны быть просьбы — человек молится, когда хочет высказаться, и ему всегда есть с кем поговорить. Понятно, что если человек превращает молитву исключительно в список просьб — он не выстраивает свои отношения с Б-гом, не общается с Ним, а использует Его как слугу, который должен выполнять все его приказы и просьбы, а если Б-г их не выполняет, он может обидеться.

В Талмуде сказано: если человек дает монету на благотворительность с условием, говоря: «Чтобы жил мой сын» — это полный праведник, то есть, ему это засчитывается как чистая заповедь. Там идет речь именно о еврее. Почему? Потому что для еврея суть молитвы — не в просьбе. Если человек дает монету, чтобы выжил его сын, и при этом, не дай Б-г, его сын не выживет, может показаться, что молитва не помогает, но это не так. Она помогает, потому что ее суть в том, что когда у человека действительно была в этом потребность, он обратился не к посреднику, не к человеку, а напрямую к Б-гу — тем самым он признает, что Б-г — это самая большая сила в мире.

Продолжение смотрите в видео!

Смотрите также:

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Шимон Левин

Учился в ешивах сначала в России, а затем в Израиле.
В прошлом:
- руководитель вечернего колеля при Иерусалимском технологическом институте «Махон Лев»;
- руководитель колеля и организатор образовательных программ в г. Саратов.
Работал в организации «Сиах Сод», занимающейся социализацией людей с синдромом Дауна и аутистов.
С 2011 г. – заместитель Главного раввина Москвы.
В 2016 году Съездом КЕРООР был избран на должность Председателя КЕРООР.
В настоящее время проживает в Иерусалиме, изучает и преподает Тору.