Готовимся к Песаху | Продажа хамца. Дополнения – Vaikra.com
Рубрики

Готовимся к Песаху | Продажа хамца. Дополнения

Помочь уроку

Рав Шнайдер Готовимся к Песаху Продажа хамца Дополнения

Материал из буклета р. Ицхака Шнайдера “Готовимся к Песаху”

ПРОДАЖА ХАМЦА

Главный вопрос, который все задают, таков: а зачем нееврею весь этот хамец: грязь на посуде, ненайденные крошки, старые лекарства и т. д.? Ведь если всем ясно, что это только представление, и нееврей на самом деле не собирается покупать этот хамец, то по Торе сделка не состоялась? Существует несколько глубоких и сложных объяснений, но в наше время ответ прост: сегодня раввины покупают у него хамец после Песаха дороже, чем продали до. Поэтому нееврей заинтересован купить любой хамец, так как потом он заработает на этом деньги.

Законоучители по-разному относились к продаже хамца. Ученики Виленского гаона практически не полагаются на эту продажу, а многие хасиды,  напротив – продают даже несомненный хамец. Рав Чезнер в своей книге пишет, что среднее мнение, которому принято следовать, состоит в том, что  продажа имеет силу (особенно в Израиле, т.к. здесь она поддерживается и государственным законом), поэтому в случае больших потерь можно на нее положиться. Однако существует множество опасений, как технических, так и алахических, поэтому 100%-й хамец, не имеющий большой ценности, желательно не продавать. (Я, например, дарю то, что можно, хасидским соседям.) А относительно продуктов,  по поводу которых есть алахическое сомнение, запрещены ли они в Песах, можно положиться на продажу. В дальнейшем мы обсудим эту тему подробнее.

Кстати, надо заметить, что делать подарки неевреям можно только в случае, если от этого есть какая-либо реальная выгода (чтобы он был мне благодарен, чтобы были лучше отношения, и я мог бы его попросить о чем-то и т. д.), просто так ничего дарить им нельзя. Тем более, нельзя отдать хамец несоблюдающим евреям (да будет воля Б-жья на то, чтобы раскрылись их глаза и сердца, чтобы они вернулись домой!).

Продажа хамца перед Песахом выводит его из нашего владения, следовательно, после продажи всего хамца сдача нееврею в аренду определенных мест освобождает нас от обязанности проверять эти места, так как теперь они считаются нееврейскими, и опасений, что там находится наш хамец, тоже нет. Поэтому те места, которые тяжело проверить (например, подвалы), принято сдавать неевреям и продавать находящийся там хамец. Нееврейский хамец, находящийся в нашей квартире, даже если мы не несем за него никакой ответственности, нужно оградить перегородкой высотой в 96 см (минимум 80), чтобы, забывшись, не съесть его, либо положить в шкафы и сделать на них пометку, напоминающую о запрете хамца.

В крайних случаях можно заходить в помещение, сданное нееврею, чтобы взять необходимые вещи, однако тот, кто делает это слишком часто, наводит тень сомнения на всю сделку, поэтому раввины не позволяют делать это многократно (на 3-й раз нужно спросить у раввина – так написано в некоторых алахических сборниках от имени Хазон Иша).

Почему продают хамец?

Очень рекомендуется оформить продажу  (желательно через опытного раввина), даже если вы не предполагаете оставлять хамец в доме после уборки, по многим причинам:

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

1) если по ошибке он все же будет оставлен, будут нарушены два запрета и повелительная заповедь, которые мы упомянули выше, а после Песаха продукт будет запрещен.

2) есть много продуктов, состав которых полностью выяснить невозможно, и, если ошибиться и оставить их на Песах, можно нарушить вышесказанное, поэтому если их не продать, придется устрожить и уничтожить их.

3) иногда приходится принимать лекарства, содержащие хамец. В этом случае нужно, чтобы они были под рукой, но владеть ими и нарушать вышесказанные заповеди нет необходимости.  Ниже мы объясним, как можно это устроить.

Список продуктов

Мы уже говорили, что не рекомендуется продавать несомненный хамец без особой необходимости. Теперь обсудим, какие из продуктов стоит продать, какие можно оставить, согласно наиболее распространенному мнению, приведенному выше, а какие – нельзя.

Продукт, непригодный для собаки, по закону не считается хамцом. Поэтому шампунь, мыло и косметику, содержащие продукты из злаковых, например, пшеничное молочко, можно использовать в Песах. Однако есть общины, где принято не разрешать и этого, так как в Песах существует множество обычаев, основанных на запрещении того, что по Закону разрешено. Но даже там раввины разрешают пользоваться этими вещами при необходимости [1].

Однако, если человек собирается съесть продукт, даже если хамец, сам по себе непригодный для собаки, является лишь одним из его ингредиентов, мудрецы возвращают такому продукту прежний статус. Получается, что существуют продукты, которые можно хранить, но нельзя есть. Поэтому следует их положить в такие места, где нет опасения, что они будут съедены по ошибке. Но лучше продать их нееврею и оставить в месте, сданном ему в аренду, так как не всегда можно точно определить, какой продукт непригоден для собаки. Например, ни одна собака не будет пить спирт. Тем не менее, пшеничный спирт – настоящий хамец по мнению многих ахроним. Дело в том, что определение «непригоден для собаки» относится к той еде, которая испортилась до такой степени, что даже собака не станет ее есть, а если обработанный тем или иным образом продукт просто не в ее вкусе, то он не изменил свой статус и остался запрещенным.

Это же относится и к табаку. Есть много видов сигарет, табак которых ароматизируют в спиртах. Не все спирты пшеничные, но нужно выяснить, не использовался ли для ваших сигарет пшеничный спирт, так как Мишна Брура постановила, что нельзя в Песах курить такие сигареты. (Я не обсуждаю вопрос, можно ли курить вообще, это отдельная тема.) Если нет возможности выяснить про сигареты, а человеку очень хочется курить, то разрешается курить и непроверенные сигареты.

Мука, смешанная с водой, через 18 минут может стать хамцом, поэтому все мучные изделия считаются хамцом. Законы о муке, смешанной с соками, довольно сложны, о таких продуктах нужно спросить компетентного раввина, и ни в коем случае не есть их в Песах без предварительного разрешения.

Напитки [2], произведенные из злаковых, такие как водка, виски, пиво, квас и другие – чистый хамец.

В различных порошках супа (иногда и соусов) встречается хамец.

Горчица также может  содержать хамец.

Различные крупы из злаковых, включая манную, а также мука – это только смесь предполагаемого хамца с нехамцом, поэтому их можно продать.

Те же, кто хотят устрожить,  могут уничтожить их и не полагаться на продажу, в тех случаях, когда в этом нет большого убытка.

Сладости, не проверенные для Песаха, часто содержат хамец, поэтому есть их нельзя. Если состав сладостей точно не известен, то может быть, можно положиться на продажу (в зависимости от степени вероятности наличия в них хамца).

Дрожжи, выращенные на хамце – хамец. Однако не все дрожжи выращивают на хамце, это нужно выяснять.

Лекарства

Прежде, чем мы перейдем к лекарствам, нужно сделать важное предисловие.

Тора строго запрещает воровать у нееврея, поэтому в случае малейшего сомнения следует спросить знающего раввина, поскольку эти законы очень  сложны,  а в  случае  ошибки  можно,  не  дай Б-г, получить суровое наказание, так как в данном случае нельзя рассчитывать на  прощение нееврея. Мы видим из истории Шауля и гивоним (см. Шмуэль II 21:1 и дальше), насколько это серьезный вопрос.

Однако в нашем случае ситуация проще.  Дело в том, что большинство раввинов вносят в договор продажи пункт о том, что еврей имеет право взять что-либо из проданного и заплатить хозяину позже. Но даже если этого пункта не было,  можно положиться на мнение законоучителей, разрешающих взять, чтобы потом ему заплатить (так считал р. Эльяшив) [3].

Также, при большой необходимости, можно открыть сданное ему помещение (или шкаф), чтобы взять то, что не входило в продажу, ведь нееврей не несет от этого никаких убытков. Однако мы уже упоминали, что если делать это слишком часто, возникнет сомнение в серьезности всей сделки.

Важно знать, что фирмы хранят в секрете состав лекарств, поэтому принимать лекарства нужно только в случае необходимости, так как в них часто встречаются некашерные продукты. Некоторые думают, что если лекарство горькое, то нет необходимости в кашруте, так как не принято есть продукт в таком виде. Однако это не всегда верно, ведь существуют продукты, которые едят горькими (пиво, например; кофе и чай тоже многие пьют без сахара, и т. п.). И все же, в случае необходимости можно положиться на то, что большинство лекарств разрешены.

Если нужно принять лекарство в Песах, следует по возможности узнать, есть ли эквивалентное лекарство, не содержащее хамец. В Израиле существуют списки, о других странах я не знаю.

В сладких лекарствах, особенно в сиропах, хамец встречается чаще, и тут нет разрешения, которое мы упоминали выше по поводу горьких. Поэтому нужно постараться заменить сироп на кашерный. Если такой возможности нет, то следует  проконсультироваться у врача, часто можно взять то же лекарство в таблетках, раздробить его и смешать с соком, детским питанием или со сладостями.

Если  все-таки приходится принимать хамец (или то, в чем есть подозрение на хамец) с разрешения раввина, нужно стараться не приобретать  его себе во владение. Лучше всего найти нееврея, который приобрел бы лекарство себе, а еврей приходил бы к нему и принимал необходимую дозу. В Израиле эта возможность предоставляется нечасто, однако можно воспользоваться тем, что аптеки обычно продают лекарства неевреям на Песах.

Итак, мы объявляем, что не приобретаем это лекарство, и оно остается собственностью нееврея, которому аптека его продала, платим в аптеке, берем только то количество, которое необходимо на Песах, и переносим его в место, проданное нашему нееврею. Оттуда берем только необходимую дозу. О способе приема лекарства тоже следует посоветоваться с раввином: можно завернуть в бумажку, можно смешать с солью или чем-нибудь горьким, чтобы избежать нарушения запрета Торы.

За границей, если нет помещения, сданного нееврею, и нет возможности найти такого нееврея, который согласится держать лекарство у себя и выдавать его больному постепенно, следует узнать, возможно ли каждый раз ходить в аптеку и покупать необходимую дозу. В аптеке желательно вначале принять лекарство (см. выше, какими способами), а потом заплатить, а если это невозможно – то нужно объявить, что вы не намерены стать владельцем хамца. В таком случае он останется имуществом аптеки вплоть до момента, когда будет проглочен, и мы не нарушим три вышеупомянутых заповеди. Вышесказанное относится и к случаю, когда нет возможности каждый раз ходить в аптеку: лучше всего  договориться с хозяином аптеки, что хотя вы и платите, но не желаете становиться владельцем лекарства, а только хотите получить разрешение его употребить. В этом случае деньги можно дать заранее, только нужно разъяснить ему, что он остается владельцем хамца. Если договориться с ним сложно, достаточно объявить, что вы не желаете приобретать хамец, и тогда вашим он не станет в любом случае.

Стоит добавить, что у ашкеназских евреев есть традиция не есть китнийот (зерновые, которые не относятся к «5 видам злаков»). Однако в случае, когда они нужны больному, даже если нет опасности для жизни, можно их употреблять.

Когда продают хамец?

В связи с продажей хамца возникает вопрос: нужно ли проверять помещение, которое в ночь проверки все еще находится во владении еврея, но будет сдано до наступления запрета хамца, т. е. до полудня 14-го нисана? Законоучители разошлись во мнениях по этому поводу. Мишна Брура постановила устрожить и продать 13-го нисана, однако если не продали, можно положиться на облегчающее мнение и не проверять. Обычно те, кто продают 13-го, продают еще раз 14-го, так как за это время мог появиться новый хамец. Желательно продавать через раввина, т.к. законы продажи сложны и для того, чтобы учесть все детали, нужны знания и опыт. Перед тем, как подписывать контракт, желательно убедиться, что вы понимаете его содержание. Мы уже говорили, что нееврею, когда у него выкупают хамец обратно после Песаха, платят больше, чтобы он был заинтересован в сделке. Кроме этого, у раввинов, осуществляющих продажу, существуют различные дополнительные хлопоты, связанные с этим, поэтому принято давать раввину какую-то сумму денег после того, как поручили ему продажу (в Израиле – 20-50 шек.). Нельзя делать изменения в документе без ведома раввина.

Тот, кто не может прийти к раввину для оформления продажи, может связаться с ним и поручить ему продажу  по телефону, мейлу и т.п. Также можно попросить товарища. Ведь главное, чтобы раввин узнал, что вы хотите уполномочить его продать хамец и сдать определенные помещения.

Стоит выяснить у него, когда можно пользоваться хамцом после Песаха, так как нужно еще время, чтобы выкупить хамец обратно.

ДОПОЛНЕНИЯ

Кашерование посуды

Законы кашерования посуды относительно сложны, поэтому очень рекомендуется купить отдельный набор, чтобы пользоваться им только в Песах. Если кому-то все же необходимо откашеровать посуду, кухню или плиту, следует обратиться к компетентным людям, так как в этом вопросе, кроме знаний, нужен большой опыт.

Проверка квартиры

Законы проверки хамца и Пасхальной ночи есть во многих агадот.

Добавим только, что при проверке со свечой нет необходимости выключать свет. И еще нужно знать, что проверка со свечой годится только в случае, если человек не имеет причин волноваться, что свечка что-то повредит – либо огнем, либо капающим с нее парафином, и может сосредоточиться на проверке. В противном случае современные законоучители рекомендуют фонарь. Поэтому, например, автомобиль промывают и пылесосят, а в ночь проверки проверяют с электрическим фонарем.

Накануне праздника

Накануне Песаха, т. е. 14-го нисана после полудня, наступает полупраздничное время, и запрещены все работы, запрещенные в холь-амоэд. Разрешено, однако, просить нееврея сделать те из них, которые необходимы. Кроме того, тот, кто забыл постричь ногти до полудня, может сделать это и после полудня в честь праздника.

Запрещено есть мацу с утра (даже детям, если они понимают что-то про исход из Египта), чтобы провести различие между обычной едой и исполнением мицвы. Однако  блюда  из вареной  мацы  можно есть  до начала 10-го временного часа (если разделить время между восходом солнца и закатом на 12 частей, то одна такая часть и есть временной час).

Всю подготовку нужно завершить до ухода на маарив, чтобы сразу по возвращении можно было начать Седер. Накрывать ли на стол полностью – ответ на это зависит от того, насколько велика опасность, что маленькие дети (или домашние животные) наведут на нем свой «порядок». В любом случае, супруга должна постараться завершить все необходимое до возвращения мужа с молитвы, в том числе накормить и по необходимости переодеть маленьких детей, чтобы не было задержек и перерывов во время Седера.

Радость в праздник

И еще одно замечание. Существует обязанность радоваться в праздник самому и радовать своих близких, как сказано: «Радуйся во время твоего праздника…» (Дварим 16:14). Отсюда вытекает запрет делать в праздник то, что человеку неприятно. (Понятно, что необходимые вещи мы обязаны сделать, например, встать вовремя на молитву, даже не выспавшись, или помыть запачканного малыша.) Также надо помнить, что на женщине лежит много забот перед праздником: убрать всю пыль, (вы, конечно, объясняли ей в разных интонациях, с умным видом, что пыль – не хамец, но вы же знаете, как это помогло), перестирать и перегладить одежду для всей семьи на неделю вперед, приготовить еду на праздник, заготовить кое-что и на шесть остальных дней, приготовить Седер. А ведь ей тоже предстоит еще пасхальная ночь, когда нужно выполнить около 60-и мицвот, несколько из Торы, остальные – постановления мудрецов. Поэтому ей обязательно нужно помочь, даже если эта праведница утверждает, что справится сама. «Ведь у мудреца глаза на голове» (Коэлет 2:14) и «он предвидит, что получится из того, что происходит сейчас» (Авот 2:9). В противном случае у нее не останется никаких сил, чтобы слушать Агаду и участвовать в Седере, и она просто заснет на середине рассказа.

Кроме того, проведение Седера не стоит затягивать. Во многих семьях он заканчивается в 2-3 часа ночи и позже. Дело в том, что, несмотря на малый размер Агады – как маленький трактат мишны, на нее можно было бы написать целый трактат Талмуда. Этого не произошло, но все великие люди написали к ней свои комментарии, поэтому при желании рассказывать можно долго, и мужчины-интеллектуалы это любят. Кроме того, существует множество разных напевов.

Когда моя мама (дай Б-г ей здоровья) впервые попала на Седер, я спросил ее, как ей понравилось. Она ответила, что было очень тяжело, так как все были голодные и совершенно не воспринимали беседу раввина, и пока дождались трапезы, съели всю зелень и картошку со столов. После этого я приглашал ее к себе и обещал, что до 23:30 мы все закончим.

С тех пор я всегда делаю так ради жены и детей. И был очень обрадован, услышав эти же слова от моего учителя р. Ицхака Зильбера, благословенна память о праведнике: «Зачем издеваться над женой и детьми?! Я, например, читаю Агаду быстро, объясняю только перевод. Ты хочешь дать драшу (прочесть лекцию) – у тебя весь Песах впереди, рассказывай, сколько хочешь». Мне кажется, можно рассказать что-нибудь на тему праздника во время трапезы – ни детей, ни жену это не должно затруднить, ведь они уже не голодны.

В заключение приведем несколько слов из урока великого раввина р. Пинхаса Шайнберга, благословенна память о праведнике.

«Последние приготовления: все приготовления, в том числе подготовку праздничного стола, надо завершить достаточно рано, чтобы у вас осталось время немного отдохнуть. Седер должен начаться сразу после маарива, чтобы дети не заснули во время чтения Агады.

Наслаждайтесь Песахом! Старайтесь не переутомляться во время подготовки к нему. Не занимайтесь чрезмерно тяжелой работой и лишней уборкой. Будьте королевой и наслаждайтесь праздником!

Агада

Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву – “рассказ о выходе из Египта”, мицву из Торы. Можно выполнить ее, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников (не имеет значения, иврит это или любой другой язык).

Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать – это отрывок “Рабан Гамлиэль говорил…” – о причине, по которой были даны заповеди Песаха, мацы и марора.

Постарайтесь начать маарив сразу после выхода звезд (цет а-кохавим). Придя домой с маарива, немедленно приступайте к Седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они съедят мацу и марор. В принципе, им полагается досидеть до конца трапезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Добрый совет: уложите детей днем спать, чтобы они могли с удовольствием бодрствовать в ночь Седера. Кашерного и радостного Песаха!».

_______

[1] Так я слышал на уроке от рава Ганса.

[2] В Израиле на сегодняшний день большая часть спирта производится не из злаков, поэтому в случае сомнения можно положиться на продажу.

[3] На самом деле платить не придется, так как нееврей сам еще не расплатился за покупку, а только дал задаток.  Т. е., чтобы потребовать деньги от нас, ему прежде придется заплатить самому ту же стоимость.

Публикуется с разрешения автора.

Задать вопрос или купить книги р. Ицхака Шнайдера: ishn123@gmail.com
Telegram канал р. Шнайдера с аудио-уроками: https://t.me/ishnaider

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Ицхак Шнайдер Помочь уроку

Родился в Минске в 1972 году, мать заль была врачом, отец заль был инженером.
В 1989 году закончил мат. школу и поступил в институт на программирование.
В 1991 переехал в Западный Берлин, там в 1995 получил красный диплом 2-й степени по программированию в Техническом университете Западного Берлина и сделал алию.
С тех пор учу Тору. Начал в «Ор Самеах», там женился, на сегодняшний день отец 12-ти детей.
Потом перешел в ешиву «Мир», где учился у р. Арье Финкеля заль. Потом учился во многих колелях, из них в колеле р. М. Шапиро, заль 4.5 года. Сейчас учусь в «Толдот Ешурун» в колеле алахи.
Много лет учился у р. И. Зильбера зацаль, и у М. Шапиро, заль.
Имею 2-е раввинских смихи, выпустил 3 брошюры: «Святость Израиля», «Подготовка к Песаху», «Голос Израиля», печатался 2 года в журнале «Мир Торы». Позднее написал книгу «Тайна еврейского года».

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments