Поделиться

Ханука. Часть 2 | Глубокий смысл дрейдла

Рав Каплан Ханука Часть 2 Глубокий смысл дрейдла

Шалом, дорогие друзья!

Совсем скоро один из важных праздников нашего народа — Ханука, или праздник свечей.

С 10 по 18 декабря мы будем зажигать свечи и вспоминать те события, благодаря которым еврейский народ выжил и сохранил свою историю, веру, традиции и обычаи. Об одном из обычаев мне хотелось бы рассказать сегодня.

Издавна принято на Хануку играть в дрейдл — на иврите его называют «севивон». У севивона четыре грани, и на каждой по одной вырезаны четыре буквы — «нун», «гимел», «hей» и «шин». Эти буквы являются аббревиатурой из четырех слов, и расшифровываются они так:

«Нес гадоль hая шам».
Великое чудо произошло там…

На некоторых севивонах, дорогие друзья, вместо буквы «шин» вырезана буква «пей». Их можно расшифровать следующим образом:

«Нес гадоль hая по».
Великое чудо произошло здесь…

Различие это объясняют следующим образом: если севивон изгнотовляют и играют в него на родине игры, то должна быть буква «пей», ибо чудо произошло в стране Израиля. Если же дрейдл берут для игры за пределами страны Израиля, то на нем должна быть вырезана буква «шин», первая буква слова «шам» — «там».

Вырезанные буквы содержат в себе и более глубокий смысл. О нем писал раби Йегуда Леб бен Бецалель, известный как Маараль из Праги, в своей книге «Свеча — заповедь». Он дает толкование Хануке в свете Каббалы. Маараль упоминает о четырех царствах, которые властвовали над страной Израиля. Это открылось пророку Даниэлю в виде четырех животных. Их же увидел в сновидении Невухаднецар, правитель Вавилона, в образе одного человека.

Маарадь дает объяснение, почему Навухаднецар видел их в образе человека, а Даниэль — в образе четырех животных, которые называются так:

  • Бабель — это Вавилон,
  • Мадай — это Мидия, Персия,
  • Яван — греко-сирийское царство,
  • Роми — Рим.

Он соотносит на уровне символики эти четыре царства с четырьмя уровнями бытия. Это неживая природа, это растительный мир, мир животных и, конечно же, человек. Низкий уровень бытия проявляется с физическом существовании человека, его плоти. Второй — в его душе, которая обеспечивает жизненные функции тела: его рост, развитие, питание и так далее. Третий уровень бытия — мир живых существ — символизирует человеческий мозг и разум. Ибо мозг — это основа жизни всего организма, а разум — источник духовной жизни человека.

Четвертый уровень — это сам человек. В нем воплощаются три уровня бытия и образуется высший уровень — существо, обладающее даром речи. Аналогию этим четырем составляющим можно найти и в основе еврейского народа…

Продолжение смотрите в видео!

Источник: YouTube канал «Rabbi BK»

Смотрите также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com