Поделиться

🌊 «…И разделяются воды Гихона…» | Меира Шлепаков

И разделяются воды Гихона Меира Шлепаков
И разделяются воды Гихона Меира Шлепаков
Шилоах. 1870-1880 годы

Сказал царь Шломо в Песне песней: «Родник садов, колодец вод живых, текущих с Леванона» (1). Таргум поясняет, что здесь речь идет о медленно текущих водах Шилоаха (Гихона) и о других водах, текущих из Леванона, то есть из Иерусалимского Храма, называемого «Леванон».

А в Коэлет Шломо написал: «Я устроил себе сады и парки и насадил в них разные плодовые деревья. Я устроил себе пруды – орошать из них рощи, растящие деревья» (2).

Город, в котором была резиденция царя Шломо, — это Иерусалим, находившийся в то время на территории современного Города Давида. Рядом с ним Шломо посадил сады, орошаемые из искусственных прудов. Таргум уточняет, что сады Шломо занимали территорию от стены Иерусалима до берега Шилоаха (Силоамского пруда).

И еще сказал царь Шломо: «Я построил Тебе дом обитания, постоянное место (מכון) для пребывания Твоего вовеки» (3). Словоמכון   можно прочитать как מכוון  — «соответствующий», «параллельный» (4). То есть храм, построенный царем Шломо в Иерусалиме, соответствовал местопребыванию Всевышнего в высших мирах. А воды, текущие из него в сады и орошающие землю, соответствовали каналам, по которым струятся «воды», дающие жизнь нижним мирам.

В наше время с восточной стороны Города Давида находится источник, называемый Гихон, вода из которого по туннелю, прорубленному, предположительно, во времена царя Хизкиягу, течет в сторону Шилоаха (Силоамского пруда).

Известно из «Диврей а-ямим», что царь Хизкиягу «перекрыл исток вод верхнего Гихона и направил их прямо вниз, к западной стороне города Давида» (5). Считается, что это было сделано для того, чтобы вражеская армия Санхерива, идущая на Иерусалим, осталась бы без питьевой воды.

После обнаружения Силоамского тоннеля распространилось мнение, что Хизкиягу закрыл снаружи доступ к источнику Гихон, находившемуся в то время за городской стеной, и направил его воды к Силоамскому пруду по вырубленному в скале тоннелю — «А прочие дела Хизкиягу … он сделал пруд и канал, и провел воду в город» (6). Однако из слов Диврей а-ямим можно понять, что был еще один источник воды – верхний Гихон. Раз был Гихон верхний, то должен был быть и Гихон нижний.

Источник, называемый в наши дни словом Гихон, больше подходит на роль нижнего Гихона, поскольку он находится ниже Иерусалима того времени, то есть ниже Города Давида. И невозможно сказать, что современный Гихон – это верхний Гихон, а точка его впадения в Шилоах – это Гихон нижний, так как разница их уровней составляет всего лишь 33 сантиметра, да и сам Силоамский пруд, как можно понять из книги Млахим, был сделан царем Хизкиягу. То есть можно предположить, что раньше в Иерусалиме был еще один источник, находившийся выше известного нам Гихона, или у вод подземного потока Гихон было два выхода на поверхность земли – один выше, а другой ниже.

Известно из Мишны (7), что царь Хизкиягу совершил шесть поступков. Три из них мудрецы одобрили, а три — не одобрили. Перекрытие истока вод верхнего Гихона названо среди поступков, не получивших одобрение мудрецов. В то же время трактат Авот де-раби Натан (8), а также неканоническая книга Бен Сира (9), положительно расценивают перекрытие вод царем Хизкиягу.

Согласно мидрашу (10), в Иерусалиме когда-то были, а потом исчезли шесть вещей, которые в будущем будут возвращены Всевышним еврейскому народу. Это Воды Гихона, орошавшие землю Израиля, пророчество, священничество, Сангедрин, Машиах и сам Иерусалим. О Гихоне сказано, что в прошлом его воды вытекали из Иерусалима и орошали землю Израиля. Царь Хизкиягу увидел, благодаря пророчеству, что народ Израиля будет изгнан со своей земли, а Храм будет разрушен. И если Гихон останется на своем месте, то сюда будут стремиться все народы. Поэтому он перекрыл воды Гихона. Но в будущем Всевышний вернет их еврейскому народу, и они опять потекут по земле Израиля.

Написано в Зогаре (11):

«… и разделяются воды Гихона – один его поток идет к семени, проросшему в этом саду, и дает энергию, способствующую росту этих посадок. Этот поток называется Гихон. И благодаря его силе, способствующей росту, Шломо стал великим царем. О помазании Шломо сказано: «и посадите Шломо, сына моего, на мула моего, и отведите его вниз к Гихону. И помазал его там священник Цадок и пророк Натан на царство в Израиле» (12). Шломо был помазан именно «там», а не в другом месте, так как царь Давид знал это свойство Гихона. А воды другого потока поднимаются для другого царства, для могущественного царя».

Отсюда видно, что, согласно Зогару, воды Гихона разделяются на два потока — верхний и нижний.  Царь Шломо был помазан на царство у вод нижнего Гихона, и поэтому написано «отведите его вниз». А воды верхнего Гихона всё еще ждут своего часа — помазания «могущественного царя». И пишет р. Хаим Виталь (13), что «могущественный царь» — это Машиах.

Центральная буква Торы — это большая буква «вав» в слове גחון в выражении «ходящий на чреве»  הולך על גחון (14). Здесь подразумевается, что речь идет о змее, ведь именно ему было сказано: «на чреве твоем будешь ходить» — על גחנך תלך (15). В свитке Торы эта буква «вав» должна быть прямой и длинной, подобно змее. И также можно сказать, что эта буква подобна реке, соединяющей верхние и нижние миры, и поэтому она должна выступать сверху и снизу.

Слова — הולך על גחון можно перевести и как «идущий к Гихону». Кто же это «идущий к Гихону»? Это царь Шломо и будущий «могущественный царь». Про царя Шломо было сказано, что его отвели «к Гихону» אל גחון и благодаря помазанию возле Гихона он на некоторое время стал царем, царствовавшим над всем миром – и над высшими, и над низшими. А царь, для которого поднимаются воды верхнего Гихона, будет еще более могущественным, и ему удастся полностью подчинить и высших, и низших, и силы добра, и силы зла, символом которых является змей.

Говорит Гемара (16), что Всевышний хотел сделать царя Хизкиягу Машиахом, а Санхерива – Гогом и Магогом, но Хизкиягу оказался этого не достоин и закрылись тогда ворота освобождения  и поэтому в стихе:  «Для приумножения (לםרבה) власти и бесконечного мира на престоле Давида» (17) слово לםרבה написано с закрытой буквой «мем» (מ»ם סתומה), то есть в середине слова буква «мем» стоит в конечной форме. И можно сказать, что это намекает на воды (מים), которые перекрыл (סתם) царь Хизкиягу.

Рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида), живший в 18 веке, приводит рассказ (18), где говорится о том, что более четырехсот лет назад у р. Хаима Виталя была возможность открыть закупоренный царем Хизкиягу выход вод верхнего Гихона и этим начать процесс избавления:

«Следующая история известна мне от моих учителей, старейшин Иерусалима. В свое время царь Хизкиягу перекрыл воды Гихона. И по сей день, в пятницу в полдень, когда закрываются ворота Иерусалима, поскольку все мусульмане уходят на Храмовую гору и город практически пуст, тот, кто подходит к одним воротам, находящимся поблизости от башни, может услышать звук большого водного потока, текущего под землей.  И в то время, когда р. Хаим Виталь находился в Иерусалиме, один могущественный сановник, Абу Сайфин, прознавший, что царь Израиля перекрыл воды Гихона, спросил, есть ли сегодня такой человек, который может их открыть. И ему рассказали о р. Хаиме Витале.

Он послал за ним в пятницу и сказал: «приказываю тебе открыть этот водный поток, перекрытый вашим царем, пока я буду на Храмовой горе. Он необходим для нужд города. И на тебя возлагается обязанность его открыть. А если нет – ты сам будешь виноват в своей смерти». Р. Хаим Виталь тут же «перепрыгнул через пространство» и оказался в Дамаске. Во сне к нему пришел Аризаль и сказал, что он поступил неразумно. Этот сановник был перевоплощением Санхерива и поэтому его зовут Абу Сайфин. Как в его имени, так и в имени Санхерива, содержится слово «меч» (сайф, херев). А в тебе есть искра царя Хизкиягу.

И это был час, когда можно было открыть воды Гихона, которые царь Хизкиягу перекрыл, не считаясь с мнением мудрецов, не одобривших этот поступок. Если бы ты открыл воды Гихона, это могло бы стать началом избавления. Сказал ему р. Хаим Виталь: «я не хотел использовать святые имена».

Ответил ему Аризаль: «Если бы ты не использовал святые имена, чтобы переместиться в Дамаск, я бы промолчал. Но раз уж ты ими воспользовался, то ты бы мог использовать их для открытия вод Гихона. Этим бы ты освятил имя Творца и исправил бы нарушенное. Сказал ему р. Хаим Виталь: «Вернусь в Иерусалим и открою». Ответил ему Аризаль: «Прошел тот час, и сейчас не подходящее время».

Евреи, жившие в Иерусалиме в прошлые века, хорошо знали эту историю и даже могли указать точное место, где под землей проходили воды, текущие из источника, перекрытого царем Хизкиягу. Проблема только в том, что они называли разные места – рынок Продавцов хлопка, Шхемские ворота, Яффские ворота.

Написано в книге «Кесеф царуф»: «Рассказывают, что когда в пятницу после полудня все гои уходят молиться на Храмовую гору, и по издавна существующему закону, из страха перед неожиданным нападением врагов, они, до своего возвращения, закрывают городские ворота, то если в это время приложить ухо к земле возле Баб эль-Амуд (за Шхемскими воротами), то можно услышать звуки большого водного потока, текущего под землей. Это воды Гихона, перекрытого Хизкиягу» (19).

А вот, что пишет р. Моше Абу Хавив (1654-1696), причем он был не каким-то простым жителем Иерусалима, а главой йешивы и главным раввином всей Османской империи («Ришон ле-цион»):

«Знай, что Шилоах – это Гихон. В дни царя Хизкиягу это был стремительный поток. Когда Санхерив напал на земли Йегуды, Хизкиягу перекрыл его исток – «перекрыл исток вод верхнего Гихона и направил их прямо вниз, к западной стороне города Давида» (5).  Видимо начало этого родника находилось на территории самого Иерусалима. Рядом с Храмовой горой есть баня, называемая на арабском «Хамам а-шифа» (20).

Говорят, что вода в нее поступает от истока того самого родника. Хизкиягу перенаправил его воды по прямому подземному пути в сторону юго-западной части Иерусалима. И в наше время они поступают в водоем, находящийся южнее Иерусалима. По-арабски этот водоем называется Сильван. Он находится в конце кладбища, рядом с закрытой пещерой, в которой, по рассказам стариков, похоронены а-Мордехай, рабейну Клонимус, рабейну Овадья ми-Бартенора и другие праведники. А то, что в Писании сказано «к западной стороне города Давида» не означает, что водоем находился к западу от Иерусалима. Сейчас этот водоем находится к востоку от города Давида, называемого Цион, где похоронены цари династии Давида» (21).

Хотите верьте в эти истории, хотите не верьте. Существование действующего в наше время родника на территории Храмовой горы остается недоказанным. Хотя вода там, несомненно, есть – и дождевая, и водопроводная. И любая лопнувшая труба поднимает бурю в прессе, указывая на несомненное начало мессианских времен и приближающийся конец света. Эффективнее всего действуют протечки в районе Стены плача. Но вполне возможно, что в прошлом на Храмовой горе или на территории древнего Иерусалима, был некий источник, называемый «верхним Гихоном».

В Танахе есть несколько пророчеств о том, что в будущем источник живой воды будет находиться непосредственно в Храме, в Святая Святых, и его воды будут орошать землю Израиля. Уровень этой воды будет выше уровня предшествующих источников. А вода – это Тора.

«…и вот вода вытекает из-под порога дома, к востоку …и провел меня … к внешним воротам … и вот вода вытекает с правой стороны…» (22).

«В день тот открыт будет родник дому Давида и жителям Иерусалима…» (23).

«…забьет источник из дома Господня, и напоит долину Шитим» (24).

Смотрите также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

_______

1 — Шир а-ширим, 4:15.

2 — Коэлет, 2:5-6.

3 — Малахим I, 8:13.

4 — Иерусалимский Талмуд, Брахот, 4:5.

5 – Диврей а-ямим II, 32:30.

6 — Млахим II, 20:20.

7 – Мишна Псахим, 4:9, а также в нескольких местах в Гемаре.

8 – אבות דרבי נתן, ב, ד.

9 — בן סירא מ״ח:יז.

10 — אוצר מדרשים, סדר ארקים א׳.

11 — Зогар, часть 2, 35а.

12 — Млахим I, 1:33-34.

13 — הגהות מהרח»ו.

14 — Ваикра, 11:42.

15 — Берешит, 3:14.

16 — Сангедрин, 94а.

17 — Йешаягу, 9:6.

18 – שם הגדולים, חלק ב’, אות ח’, ט»ז.

19 — רבי יוסף בכ»ר יוסף בבלי-חברוני , ספר כסף צרוף, דף קסט, ב.

20 — Баня, находящаяся недалеко от ворот Продавцов хлопка. Действовала на протяжении нескольких столетий, вплоть до середины 20 века.

21 — גט פשוט, ר’ משה אבו-חביב.

22 — Йехезкель, 47:1-2.

23 — Захарья, 13:1.

24 — Йоэль, 4:18.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com