Ицхак Пинтосевич продолжает шаг за шагом изучать самое важное с практической точки зрения в метафорах и аллегориях книги Мишлей, и в новом уроке Торы мы увидим еще несколько противоположных путей поведения человека и последствия каждого из них!
חַכְמוֹת נָשִׁים בָּנְתָה בֵיתָהּ וְאִוֶּלֶת בְּיָדֶיהָ תֶהֶרְסֶנּ
[14:1] — Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
Царь Соломон называет интеллект человека «женщиной». Мудрая жена строит дом. Интеллект принимает информацию. Мудрость (Тора) идет от Бога, и интеллект принимает эту мудрость. Как в доме важен фундамент, план, стены, и все должно подходить одно к другому, так и мышление человека должно быть системным.
Смотреть другие материалы автора Ицхак Пинтосевич ⭐
Второй тип женщины (интеллекта) — глупая. Она действует без системы. Для нее главное — эмоциональные порывы. «Хочу» — это главное слово. Когда оно не сходится с «надо», «правильно», «Заповедь Бога» или «Запрет Бога», то таким скептицизмом, цинизмом и сомнениями можно разрушить любую духовную идею.
Так как взаимоотношения с Богом и духовная реальность построены на вере, то разрушить любую систему верований можно, задав несколько вопросов о способах ее передачи. И так как все системы верований передаются от человека к человеку, то разрушить эту цепочку можно сомнением.
На этот отрывок приводится история из Торы о том, как жена Кораха послужила причиной его восстания против Моше Рабейну, в котором погиб и Корах, и 250 его последователей с семьями. А жена Она бен Пелета его остановила, причем хитростью. И он единственный остался жив из последователей идей Кораха.
הוֹלֵךְ בְּיָשְׁרוֹ יְרֵא יְדֹוָד וּנְלוֹז דְּרָכָיו בּוֹזֵהוּ
[14:2] — Ходит прямой (стезей) боящийся Бога, искривляет свои пути пренебрегающий Им.
Каждый человек живет по какой-то системе правил. Кто-то — по воровским понятиям, кто-то называет себя гностиком, а кто-то — агностиком. Есть последователи Дарвина, большинство из которых не читали ни одной книги Дарвина. Есть атеисты, которые из атеизма знают одну фразу: «Бога нет».
Смотреть другие материалы автора Ицхак Пинтосевич ⭐
Все люди живут в моделях мира, которые построены на теориях и гипотезах, которые они где-то и когда-то слышали. В 99% случаев люди не помнят, от кого и когда слышали теории, по которым они строят свои представления о законах Мироздания.
«Боящийся Бога» — это человек, который верит в идею Божественного Сотворения и управления миром. Он чувствует (боится) присутствие Бога в себе и мироздании. Во всех сомнительных ситуациях и возможностях выбора между своими сиюминутными желаниями он выбирает идти по «прямой дороге», которую указал Хозяин Мира. Но у того, кто Бога не боится, нет встроенного GPS-навигатора. Такой человек зависит от тысяч желаний (своих и чужих), от тысяч теорий и правил (своих и чужих), и для него все в мире «случайно». Поэтому нет закономерностей, и он может наступать на грабли десять раз подряд.
בְּפִי אֱוִיל חֹטֶר גַּאֲוָה וְשִׂפְתֵי חֲכָמִים תִּשְׁמוּרֵם
[14:3] — Во рту у грешника-скептика — бич гордыни, уста мудрых берегут их.
Божественная мудрость приходит через пророков и из Торы. Грешник-скептик говорит: «Я лучше знаю, как правильно жить. Зачем мне нужна Тора? Кто такой Бог? Кто мне может указывать, как жить?», «Я хочу!» — вот самые «святые слова» для него.
Мудрец понимает, что он ничего не знает. Что все его знание и понимание мира — это маленький пазл в картине огромного мироздания. Поэтому он скромно выполняет то, что написано в Талмуде: «Приучи свой язык говорить — я не знаю».
Смотреть другие материалы автора Ицхак Пинтосевич ⭐
Поэтому мудрецы Торы называются «Талмид-хахам» (перевод: ученик-мудрец). Только в связке «скромность и желание учиться» может появиться великий мудрец. Чем больше он постигает, тем больше понимает бескрайность Торы и Мудрости.
בְּאֵין אֲלָפִים אֵבוּס בָּר וְרָב תְּבוּאוֹת בְּכֹחַ שׁוֹר
[14:4] — Где нет алаф-быков, (там) ясли (место для выкармливания) чисты; и много прибытка от силы вола.
Быки раньше были символами материального мира. Быков использовали для того, чтобы обрабатывать землю и перевозить грузы. Такие быки назывались «алаф-бык» — обученные быки. И были быки (волы) для еды. Их откармливали, чтобы съесть.
В этом отрывке — намек на то, что человек может своего «быка» (тело) обучать и управлять им. Направить все материальные силы на служение Богу и на духовный рост. Такой человек, пройдя жизненный путь в этом мире, выходит в грядущий мир наполненным Заповедями.
Смотреть другие материалы автора Ицхак Пинтосевич ⭐
Есть второй вариант — гнаться за удовольствиями этого мира и откармливать своего быка (тело). В этом случае быка просто съедают. Царь Соломон говорит, что много (духовной) пользы можно извлечь из силы быка (из тела). В народную мудрость этот отрывок перешел в виде поговорки: «Есть люди, которые живут, чтобы есть. И есть люди, которые едят, чтобы жить».
עֵד אֱמוּנִים לֹא יְכַזֵּב וְיָפִיחַ כְּזָבִים עֵד שָׁקֶר
[14:5] — Верный свидетель не солжет (сказав «пустое»), говорящий «пустое» — станет свидетелем ложным.
Есть ложь, а есть «пустое» (казав). Это не явная ложь с плохой целью, а обещание, которое не выполнено. В момент, когда человек обещает в будущем что-то сделать — это правда. Но если оно сделано не будет, то это «пустое».
Смотреть другие материалы автора Ицхак Пинтосевич ⭐
Есть люди, которые говорят много «пустых» обещаний или информации, которая со временем оказывается неправдой. Такие люди становятся ложными свидетелями. В Пиркей Авот мы учили, что «много расспрашивай свидетелей и будь аккуратен в своих вопросах, чтобы из них не поняли, как обмануть».
Чтобы узнать больше, смотрите урок!
Смотрите также:
Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra
И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra