Испытание первого человека – как Адам мог согрешить - Рав Захарья Мататьяу
Рубрики

Испытание первого человека – как Адам мог согрешить

Помочь уроку

Как было сказано – Адам обладал ясным видением действительности, всё было открыто перед ним. Понятия истины и лжи не были скрыты для него внутри понятий добра и зла, а наоборот, имели отчётливое представление в его сознании. Кроме этого, он не ощущал в себе никаких дурных побуждений, а только сильное и чистое стремление к добру и святости.

Согрешить для него было в принципе невозможно, поскольку означало пойти против Творца, то есть, против всех его собственных стремлений и желаний, как будто броситься в огонь.

Получается, что он всё-таки пошёл на смерть, чтобы совершить преступление, которое само по себе противоречило его природе и должно было быть ему противно! Возникает большой вопрос – как он мог совершить такой поступок?

(Ответ, что как будто бы во всём виновата Хава, которая и привела его к греху, – не состоятелен, поскольку вся истина была открыта перед ним, а также известно что он и Хава были одним целым, и когда говорят о грехе первого человека, всегда имеют в виду их обоих вместе. Частное поведение Адама и Хавы раскрывает различные стороны греха, а не его суть).

Сокрытие и творение

«И сказал змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло».

Раши:

“но знает Всякому умельцу ненавистны товарищи по ремеслу: Он вкусил от (плодов) дерева и сотворил мир; (если вы отведаете, то…) [Берешит раба ]. и будете вы как Б-г Творцами миров”.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Из слов Раши выходит, что соблазн для Адама был в том, чтобы стать творцом миров, как сам Б-г. Однако не понятно, каким образом Адам, отведав плод, станет творцом миров? И ещё не понятно, в чём здесь соблазн? Ведь то, что действительно требуется от человека – чтобы приблизился к Творцу и был похожим на Него. Что здесь неправильно?

Одна из наиболее трудных для восприятия идей иудаизма сказана в книге (Дварим 4-35) – «Нет ещё (ничего) кроме него (Творца)». Можно спросить – Как так нет ничего? – ведь вокруг нас есть целая вселенная, люди, животные. Кроме этого, как было сказано, есть множество духовных миров. И наконец есть «Я сам», что явно не подлежит никакому сомнению.

Чтобы понять эту идею, необходимо разобраться в понятии сокрытия. Творец создал мир путём сокрытия. То есть скрыв самого Себя, Он дал место для существования миров.

Другими словами Творец лишил человека возможности видеть истину, в результате тот стал ощущать себя (своё «Я») и весь окружающий мир как действительность. Более того, он стал также ощущать себя свободным в своём действии. Именно для этого скрыл Себя Творец перед человеком – чтобы дать тому свободу выбора. В результате человек сможет выполнить мицву и заслужить награду.

В принципе, идея сокрытия имеет несколько сторон.

Во-первых, – сокрытие в мире природы. Как было сказано, возможность человека видеть окружающий мир построена на принципе ограниченности его ощущений – «он видит мир, поскольку плохо видит, но если бы видел хорошо – ничего бы не увидел» (идея «загрязнённого окна» – ст. «Грех первого человека»). Этот принцип ограниченности ощущений людей был установлен Творцом, чтобы дать им свободу выбора. Таким образом, человек был помещён в мир природы. Если бы человек не был ограничен в ощущениях, он бы просто не видел мир. Ясно, что в таком случае нет смысла говорить о свободе выбора на уровне природы.

Другая сторона – сокрытие истины. Мир природы построен таким образом, что мы не видим причину, а только следствие. Исследователь наблюдает явления природы и пытается понять причину, но увидеть саму причину ощущениями ему не удастся никогда. Незнание истиной причины оставляет для разума место для предположения нескольких возможных причин для события. Например, человек может предположить, что причиной автомобильной катастрофы было наказание Небес, результат неосторожности водителя или просто случайность. Что вынуждает разум принять то или другое решение? – Духовный уровень человека. Один скажет – случайность, а другой скажет – наказание Небес. Здесь зарождается идея свободы выбора. Если бы он видел причину ясно, не было бы возможности для ошибки и для свободы выбора

.И конечно, ощущение индивидуальности. Каждый ощущает себя отдельно от Творца. Ясно, что без этого невозможна свобода выбора.

Уровень свободы выбора определяется уровнем сокрытия для него. Адам обладал ясным видением, однако не всё было открыто перед ним, что у него выражалось в ощущении своего «Я», поэтому у него всё-таки была свобода выбора, но другая, чем у последующих поколений.

Но если нет сокрытия, есть только Творец. И даже когда есть сокрытие, действительность существует только с точки зрения творений, поскольку не видят истину до конца, а со стороны Творца в результате творения не произошло никакого изменения –есть только Творец и больше ничего. В этом смысл сказанного «Нет ещё (ничего) кроме него(Творца)».

Однако, можно спросить: Если до сокрытия творение не ощущало своей действительности, то каким образом сокрытие создало у них это ощущение? Ведь сокрытие может иметь место только по отношению к тому, кто уже существует.

Ясно, что понять до конца идею сокрытия человеку не дано. Однако, у мудрецов можно найти некоторое представление об этом. Творец – бесконечность и полное совершенство. Идея бесконечности обязательно включает в себе понятие границ и конечности как отрицание. То есть, бесконечность – это отсутствие границ, и в этом смысле границы включены в понятие бесконечности. И то же с позиции совершенства. Полное совершенство включает в себе понятие несовершенства и ограниченности как отрицание.

Когда Творец захотел проявить своё совершенство в границах тоже, Он скрыл свою бесконечность перед понятием конечности, что включалось в нём в смысле отрицания. Тогда конечность перестала «видеть» бесконечность и стала ощущать (видеть) себя как действительность, поскольку отрицание его было со стороны бесконечности. То есть, у конечности возникла иллюзия, что она есть. Но в момент, когда откроется бесконечность, обнаружится что это всего лишь иллюзия и нет ничего, кроме Творца.

Получается, что сокрытие привело к возникновению видимого для человека мира, где у него появилась свобода выбора. Другими словами, идея сотворения мира заключается в сокрытии. Если нет сокрытия – нет мира. Творец, скрыв истину, открыл для человека новый мир – мир природы

Кроме этого, дерево познания добра и зла приводит к дальнейшему сокрытию, путём замены понятий “истина” и “ложь” понятиями добра и зла. Получается что Адам, отведав плод, приведёт ещё большее сокрытие, что означает создание нового мира. Что и произошло в результате греха– до греха Адам находился в духовном мире, а после греха спустился в мир природы. Как бы создал его, будучи причиной его возникновения. И тогда он будет в каком-то смысле похож на Творца. Это и означают слова змея, как приводит Раши из мидраша: «Он (Творец) вкусил от (плодов) дерева и сотворил мир», и будете вы как Б-г Творцами миров.

.Однако Творец не просил его об этом. Творец не просил человека, чтобы тот стал похож на Него путём увеличения сокрытия, а наоборот, хотел, чтобы человек, раскрыв Творца, уменьшил бы сокрытие. Чего достиг бы, оставшись в своём первоначальном состоянии, и что привело бы его к слиянию с Творцом – и таким образом он стал бы похож на Творца.

Интересно, что Малбим объясняет, что змей не обманывал Адама, а просто сказал ему свою точку зрения. Тора рассказывает, что змей получил наказание «на чреве твоем будешь ходить», «и прах будешь есть», и «и вражду положу между тобою в между женой». Из этого учим, что до греха у него были ноги, он ел плоды и была любовь между ним и Хавой. Он был «хитрее» всех животных, был очень способен в делах мирских и мог разговаривать. Поэтому Адам взял его для обслуживания и, поскольку роль женщины в делах мирских, то он имел дело в основном с Хавой. Но, в отличие от человека, змей не обладал свободой выбора и был вынужден в своих действиях. То есть, он относился к миру природы и всё духовное было ему чуждо и непостижимо. Зато природа для него была настоящей действительностью. С его точки зрения, сделать дополнительное сокрытие, что приводит к возникновению природы, означает – создать мир.

Однако у человека есть две действительности: одна духовная – суть его души, а другая материальная, то, что связано с его телом. Поэтому у него возможны две точки зрения.

Одна из них видит истину как свет а мир природы тьмой, поскольку возникает в результате сокрытия истины, про что сказано «создаёт свет и творит тьму». Цель творения – чтобы человек своим выбором открыл свет внутри тьмы, то есть увидел (раскрыл) Творца внутри природы.

В принципе, возможен также противоположный взгляд. Творец неограничен и поэтому непостижим, поскольку постижение человека – это постижение границ. То, что человек не может увидеть, представляется ему как тьма. Мир природы он может увидеть, поэтому он представляется ему как свет. Получается, с этой точки зрения бесконечность – это тьма, а мир природы – это свет. Тогда сокрытие в мире представляется как открытие света из тьмы.

Как раз этим взглядом в силу своей сути обладал змей, и с таким утверждением обратился к Адаму.

Пожертвовать жизнью ради Творца

У каждого человека есть свобода выбора, точно соответствующая его духовному уровню (окружающая среда, воспитание, внутренние силы, с которыми родился и т. д.). Он также встречается в жизни с соответствующими испытаниями. Необходимо понять, какая свобода выбора и в чем суть испытания были у первого человека, когда на его духовном уровне не были перемешаны добро и зло, и отсутствовали дурные побуждения.

Ясно из Торы, что у Адама была свобода выбора, поскольку ему была дана мицва, было испытание, как рассказывает Тора, и змей был для него йецер ара, хотя и не находился внутри человека в виде дурных побуждений. Нам действительно трудно понять суть его выбора и испытания, поскольку мы построены по-другому.

Выбор его не был между добром и злом как у нас, а между добром и добром, поскольку йецер ара находился вне него и не мог обратиться к нему в первом лице «Я хочу» а только во втором лице «Ты обязан». (ст. «Грех первого человека»).

Задача человека в этом мире заключается в исполнении мицвот и изучении Торы . Тем самым он как бы вводит Творца в мир природы, открывает истину в мире сокрытия, что также называется «кидуш ашем» – «освещение имени Творца».

Ему была дана одна единственная мицва, не есть с дерева познания добра и зла, то есть не вводить себя в состояние искажённого постижения мира в понятиях добра и зла, а остаться на своём первоначальном уровне – отчётливого представления действительности в понятиях истины и лжи. Она включала в себя всю идею мироздания, и в ней были сосредоточены все открытия, которые должны были произойти в творении, и если бы выстоял в ней, привёл бы к «кидуш ашем» в полной мере, необходимой в мире, и выполнил бы всю цель творения.

Но, с другой стороны, он ощущал, что может сделать открытие Творца в большей мере. Ведь он был создан полностью святым, когда вся истина открыта перед ним, и нет соприкосновения со злом, он не должен был прилагать усилий ни к чему, и ангелы обслуживали его. Быть праведником в такой ситуации не составляло труда. Для него это было легко и просто. Всё его стремление было освятить имя Творца, но в его состоянии он не должен был делать для этого ничего, только оставаться в том же состоянии. В его глазах это была слишком маленькая задача. Он стремился сделать больше.

Насколько бы увеличилась слава небес – так он мог подумать – если бы он, Адам, приблизился бы немного к познанию добра и зла, и спустил бы себя и весь мир чуть-чуть в сторону сокрытия и темноты, и там, даже в такой трудной ситуации, смог бы своим трудом приблизиться к святости в результате своего свободного выбора, и тем самым превратил бы тьму в свет! – разве тогда не было бы освещение имени Творца в мере несравненно большей? – Так пришёл к нему соблазн от йецер ара. Как сказано: «И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз, и желанно дерево для постижения» – то есть, посредством дерева можно постигнуть (привести к…) новым удивительным открытиям. Причём соблазн пришёл к нему во втором лице – «Ты обязан сделать так, поскольку истина и любовь к Творцу требуют этого».

Совершая грех, он думал, что совершает мицву. И в этом своём стремлении освятить имя Творца в максимальной мере он пошёл даже на смерть! Пожертвовал жизнью ради Творца!

Грех Адама – нарушение во имя Творца

Однако остаётся непонятным, как мог Адам подумать, что преступление – это мицва?

У Адама был выбор между двумя ситуациями. Остаться на своём высоком уровне святости, не делая ничего, или спуститься с этого уровня и потерять святость, но потом подняться и достигнуть потерянной святости своими силами. И поскольку стремление Адама было служить в максимально возможной форме, стал перед ним очень трудный вопрос. Где служение Творцу проявляется в большей мере?

Ясно, если человек в силу обстоятельств оказался на низком духовном уровне, и несмотря на это, из глубины нечистоты смог подняться до высот праведности, величина его заслуг неимоверно велика. И может быть, у каждого праведника где-то в глубине души есть неудержимое желание пройти этот трудный путь, чтобы освятить имя Творца даже в такой ситуации. Про что сказано «В месте где баалей тшува стоят, полные праведники не могут стоять» (Санедрин 99).

Но если праведник решит сам поставить себя в такую ситуацию, то есть оскверниться, чтобы очиститься, сделать даже маленькое нарушение, чтобы сделать большую мицву, то он делает большую ошибку.

Действительно, если еврей родился в семье раввинов и, получив соответствующее воспитание, также стал раввином, а другой был воспитан в простой семье, но в силу своих стараний достиг того же уровня, став раввином того же порядка, то в небесном суде у второго будет несомненно больше заслуг, поскольку там важен не сам духовный уровень человека, а путь пройденный им и старания, которые он приложил для этого. Несомненно, чем ниже духовный уровень, на котором оказался человек при рождении, тем больше у него возможности подняться.

Однако неправильно стремиться к низкому духовному уровню, чтобы увеличить заслуги, хотя бы только потому, что всегда есть опасность, что человек не справится с этой задачей и не подымется.

Если человеку приходят тяжёлые испытания и он выдерживает их, нет сомнения, что его заслуга велика, однако нельзя просить на себя испытаний с целью заработать заслуги. Наоборот, каждый еврей молится каждый день, чтобы Творец избавил его от них, поскольку опасается, что не сможет устоять в них. Но только если оказался перед испытаниями – обязан выстоять в них.

Испытания человеку посылает Творец, когда каждое испытание в точности соответствует уровню и состоянию человека в тот момент. Человек не должен искать и вызывать на себя испытания, что само является грехом.

Адам, в силу своей святости, ошибся в расчёте. Он понимал, что войдя в мир природы, он войдёт в мир зла. Однако он ещё не сталкивался со злом вплотную, не ощутил его (зло ещё не вошло в него), поэтому не смог оценить его силу. Он не думал, что зло – это полная «тьма». Когда всё открыто перед ним и близость к Творцу – неоспоримая реальность, он не мог себе даже представить возможность, что сможет попасть под власть зла настолько, что оставит истину и потянется за злом. Тот, кто ни разу не прошёл испытание, не может представить, насколько испытание тяжело. Наоборот, идти за злом выглядит в их глазах как сумасшествие. Так люди выглядят в глазах ангелов как сумасшедшие, когда ведут себя недостойно. И даже праведники, которые победили дурные склонности, также представляются им таковыми, поскольку в момент испытания запрет был возможен для них, хотя бы только в мысли.

Рассказывает мидраш, что ангелы недоумевали, для чего надо было создавать людей и давать им Тору, ведь они настолько низменны и делают ужасные преступления. Отвечает им Творец – и вы если спуститесь в этот мир и йецер ара войдёт в вас, будете хуже людей. Ответили ангелы – дай нам спуститься среди них и увидишь, как мы будем освещать имя Твоё. Спустились те и согрешили с дочерями человека.

На самом деле, на том высоком уровне свободы выбора, на котором находился первый человек, невозможен был соблазн сделать зло. Суть испытания была как раз в том, чтобы не поддаться соблазну сделать добро больше, чем его просили. Его задача была совсем не легка. Кидуш ашем, который сделал бы Адам, если бы остался в своём первоначальном состоянии, был бы намного больше, чем тот кидуш ашем, который он рассчитывал сделать, спустившись в мир природы. И этого он не увидел.

Он думал, что делает мицву которая выглядит как грех. На самом деле это был грех в одеянии мицвы. Творец просил его остаться на своём уровне святости. Адам решил спуститься в мир природы, чтобы сделать больше чем просил Творец – добиться святости своими действиями. Ошибка в том, что в этом решении присутствовала некоторая мера эгоизма – он сам хочет сделать этот кидуш ашем. Ощущение недостатка в проявлении самого себя лежало в основе греха, которое представлялось ему самому как чистое стремление к большему освещению имени Творца. Несмотря на то, что Адам видел всю истину, что-то всё-таки было скрыто перед ним. И это что-то заключалось в его ощущении своего «Я», что в какой то мере разделяло между ним и Творцом. Он должен был пожертвовать своим «Я», аннулировать себя, что привело бы к слиянию Адама с Творцом. То есть, раскрыть то минимальное сокрытие, которое имело место на его уровне. Тогда кидуш ашем был бы настолько велик, что привёл бы весь мир к полному исправлению.

Более того, спустившись в мир природы в результате греха, он уже не сможет подняться. Ведь та капля эгоизма, которая привела его к падению, исходила от йецер ара, и после того, что соблазнила его один раз, не оставит его, а наоборот укрепится в нём, потребует от него дальнейших уступок. Таков путь йецер ара – вначале йецер ара приходит к человеку как нити паутины (легко преодолимы в глазах человека), но если он уступает им – они превращаются в толстые цепи (непреодолимые).

Ранее было сказано, что Творец, скрыв своё совершенство, дал человеку ощущение своей индивидуальности с одной стороны, и возможность восприятия ограниченного и несовершенного мира с другой.

Было сказано также, что понятия совершенства Творца и несовершенство мира в принципе несовместимы, однако люди всегда пытались их совместить, что вызывало немало вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

Конечность в бесконечности

Есть известный вопрос, который задавали противники религии во всех поколениях. Они спрашивают – «Может ли Творец создать камень настолько тяжёлый, что сам не сможет его поднять?». В вопросе как бы поставлено противоречие понятию совершенства Творца – если Он не сможет создать такой камень, значит Он в чём-то ограничен, а если сможет, то то, что Он не сможет поднять созданный камень, является Его ограничением и несовершенством.

Прежде всего, есть на это простой ответ. Творец, создав человека, дал ему возможность также задавать несуразные вопросы. Здесь несуразность заключается в неправильной формулировке вопроса, который содержит противоречивость внутри самого себя. – Ограничить неограниченность и чтобы осталось при этом неограниченным.

Человеческий разум в принципе не способен постигнуть суть Творца, поскольку постижение разума обязательно требует определения границ, что применимо только к миру творения, но не к Творцу, поскольку Он вне границ. Поэтому, говоря о Творце, мудрецы используют понятия бесконечности и полного совершенства. То есть, мы не можем говорить о Творце в понятиях положительных – в понятиях, определяющих Его суть, а только в понятиях отрицательных. Понятия бесконечности и полного совершенства также непостижимы, и являются для нас понятиями отрицательными, но не положительными, где бесконечность означает отсутствие границ, а совершенство – отсутствие недостаточности и ограниченности. О самой сути Творца мы не можем говорить, что само по себе является запретом, поскольку мышление человека построено таким образом, что вначале в мысли строится (предполагается) модель, а потом проверяется соответствие с действительностью. Такой путь по отношению к бесконечности не приближает человека к её пониманию, а приводит всего лишь к замене бесконечности конечной моделью. Что означает заменить Творца выдуманным божеством, и это запрет язычества.

В данном вопросе также есть попытка ввести понятия бесконечности и совершенства в некоторые рамки и границы, что неправомерно, поскольку это противоположные и противоречивые понятия.

Неправильно оперировать понятиями конечности и границ по отношению к бесконечности и неограниченности. Как, например, неправильно спросить, может ли быть черное белым или тяжёлое лёгким, и т.д. Тяжёлое по определению не лёгкое. В этом и заключается понятие ограниченности, в котором был построен наш мир. Если это возможно, то нет границ и нет рамок, и нет нашего мира. Но поскольку мы задаём вопросы, находясь в мире, вопросы также должны относиться к этому миру. Когда нет действительности, нет смысла задавать вопросы – их тоже нет.

В таком случае ответ на поставленный вопрос выглядит следующим образом: Творец всемогущ и поэтому может всё, и даже создать камень, который не может поднять. Но потом в силу своего всемогущества сможет его и поднять. Причём противоречие, видимое в ответе, является результатом противоречия в вопросе. Тот, кто задаёт вопрос с внутренним противоречием, не может ожидать ответа без противоречия.

Кроме этого, можно предложить более глубокий взгляд на поставленный вопрос.

В основе вопроса стоит неправильное представление о совершенстве, в котором предполагается, что действие совершенства всегда совершенное и не может быть несовершенным, и действие бесконечности всегда бесконечно и не может быть конечным, иначе это не совершенство и не бесконечность. То есть, совершенство не может сделать несовершенное действие. Но это ошибка, поскольку тогда действительно совершенство ограничено в том, что не может сделать несовершенное действие. На самом деле, как объясняют мудрецы Торы (Рамхаль), Творец совершенен полностью. Настолько, что даже может сделать действие ограниченное и несовершенное. О чём и свидетельствует наш мир – ограниченный и несовершенный. На что это похоже? – Человек очень сильный, желая поднять стакан чая, не прикладывает всю свою силу, а только часть силы. Также Творец, когда захотел создать мир ограниченный, не сделал это в свою полную силу бесконечности, а ограничил своё действие в рамках конечного мира. Но если всё-таки спросим – как же это может быть, чтобы совершенство сделало несовершенное действие? Ответ – путём сокрытия. Действие Творца всегда совершенно. Только оно выглядит несовершенным для тех, по отношению к которым направлено сокрытие. Но когда откроется сокрытие и будет видна полная картина, обнаружится, что всё – совершенство, и нет ничего несовершенного. Творец может всё! И даже создать камень, который не может поднять. Всё это в понятиях сокрытия. Но потом сможет его и поднять – что имеет место в понятиях бесконечности и совершенства.

Бесконечность в конечности

Можно задать ещё вопрос. Если Он – совершенство, то почему не создал мир тоже совершенным? И ещё, сказано в книге «Путь Творца», что цель Творца в творении – дать от своего добра творениям. Тогда спросим – где же то добро, которым Творец хотел одарить людей? Скорее, мы видим противоположную ситуацию, когда мир захлёстнут страданиями, бедами и проблемами.

В конце концов, если уж Творец хочет одарить человека, каждый может предложить целый список вещей, которые, по его мнению, необходимы ему для полного счастья – квартира, машина и т.д.

Известно, что Творец – совершенство, и поэтому добро, которое Он хочет дать человеку, должно быть также совершенным. Например, очень богатый человек хочет помочь бедному. Перед ним стоят несколько путей – он может оплатить ему обед в столовой каждый день. Но это небольшая помощь. Он может давать ему каждый раз некоторую сумму денег. Он может сделать ещё больше – дать ему работу. Но если спросим какое максимальное добро может богатый оказать бедному? Ответ на это – сделать бедного богатым, таким же, как он сам, приблизить его к себе.

Творец – совершенство, и поэтому добро, которое Он хочет дать человеку, должно быть совершенным. Конечно Творец мог бы удовлетворить все потребности человека, дать ему квартиру, машину и т.д., но Он хотел дать больше, сделать человека в некотором смысле похожим на Себя. Что мы знаем о Творце? Что Он хочет давать. По всей видимости, это лучшее, что может быть. Поэтому Он хочет дать такую же возможность человеку. Научить его давать. Тогда он станет похожим на Творца. Путь этот проходит через мицвот. Мицвот между людьми обучают его давать человеку, мицвот между человеком и Творцом дают ему возможность сделать что-то для Творца. Когда даже мицвот между людьми обязаны быть ради Творца, что также означает для Творца.

Но, с другой стороны, что человек может дать Творцу? Ведь Творец – совершенство и нет у Него недостатка. Поэтому Он скрыл Себя и своё совершенство перед человеком, создав мир природы. Законы природы создают у человека ощущение, что мир существует сам по себе, и в результате у него появляется ощущение свободы действия и ощущение возможности сделать что-то для Творца.

Причём выполнение мицвот должно быть ради Творца и не может иметь иной смысл в мире или внутри человека, поскольку только в таком случае он может исключить из своего действия всякую примесь эгоизма. В любом другом случае сразу появляется объяснение в рамках интересов человека (кошерность полезна для здоровья, законы между людьми необходимы для общества и т.д.). Как Творец даёт человеку без всякой выгоды для себя, поскольку Ему ничего не нужно, так человек, выполняя мицвот, жертвует своими личными интересами и выгодой и проявляет себя как существо дающее. Еврей, отказываясь от некошерной колбасы, как бы отрывает частицу от себя ради Творца. И хотя этим он не даёт Творцу ничего, всё равно этого достаточно, чтобы сделать человека дающим и тем самым похожим на Творца в некотором смысле.

Если кто-то получает подарок, он может пользоваться и обладает им, но не полностью, в конце концов он в чём-то обязан дающему. Но то, что он заработал своим трудом, полностью принадлежит ему. Ясно, что во втором случае человек получил больше. Творец хотел дать человеку максимальное добро, поэтому хотел, чтобы тот заработал его своим трудом, то есть сделал что-то для Творца. И в этом смысле человек приближается к Творцу, став похожим на Него, поскольку не просто получает добро, а становится также его обладателем, как и Творец является хозяином мира и добра, которое даёт.

Получается, что выполнение мицвот возможно только в мире сокрытия, в мире, где преобладает несовершенство. Если бы мир изначально был создан совершенным, то есть без сокрытия, то человек не ощущал бы свободу действия и не имел бы возможности стать похожим на Творца и быть хозяином добра. Чтобы дать совершенное добро, необходимо создать несовершенный мир. Действие создания несовершенного мира является действием совершенным и не противоречит понятию совершенства Творца.

Как сказано: Творец создал мир, чтобы прославилось имя Его, чтобы проявилось добро Его в мире. Смысл всего – проявить совершенство в несовершенстве, бесконечность в конечности.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Захарья Мататьяу Помочь уроку

В университете изучал физику. После репатриации продолжил учёбу на факультете программирования. В то же время познакомился с иудаизмом. Впоследствии учился в ешиве «Тиферет Акармель» у рава Рафаэля Шапиро в Хайфе.
Преподавать иудаизм начал в начале 90-х. Впоследствии преподавал в Москве в системе ешивы «Торат Хаим». Некоторое время был раввином горской общины Москвы. Сегодня руководитель коллеля «Зихрон Яаков» в Хайфе.