Поделиться

Как взаимосвязано питание человека и его финансовое положение?

aleksandr tzvi sypkov pitanie finansy

В трактате Хулин приведены слова рабби Элазара бен Азарии о том, как зависит питание человека от его финансового положения:

Сказал рабби Элазар бен Азария: Тот, у кого есть 100 зуз, пусть кладёт литру овощей в кастрюлю. (Тот, у кого есть) 1 000 зуз, пусть кладёт литру рыбы в кастрюлю. (Тот, у кого есть) 5 000 зуз, пусть кладёт литру мяса в кастрюлю. (Тот, у кого есть) 10 000 зуз, пусть ставит на огонь горшок с мясом каждый день.

Вначале, сделаю небольшие пояснения:
1) Зуза — это монета; на две таких монеты можно было купить козленка (как слышно из песни Хад гадья), а одной монетой расплачивались за один день работы подённого рабочего, работающего в поле или винограднике.
2) Судя по всему, когда рабби Элазар бен Азария говорит 100, 1 000, 5 000 и 10 000 зуз, речь идёт не о зарплате, а о накоплениях, которые может себе позволить человек при его неназванной зарплате.
3) Литра — это мера веса, составляющая 60 шекелей. Если учитывать, что масса шекеля варьировалась, то литра могла иметь вес от фунта до современного килограмма.
4) Рабби Элазар бен Азария предлагает тому, у кого мало денег — питаться только овощным рагу, у кого побольше — рыбным рагу; у кого еще больше — мясным рагу.

Согласно, комментарию Маарша речь идёт о питании в будни, но в шаббат все категории граждан должны были готовить мясные блюда.

До этого, Гмара говорит, что лучше человеку воздерживаться от мяса. И в качестве подтверждения этой мысли приводит слова из Торы (Ваикра 17, 13): «И всякий из сынов Исраэля и из пришельцев, живущих среди них, кто на ловле поймает зверя или птицу…». Эти слова предлагается понимать так, как будто человек, захотевший мяса, должен пойти и поймать дикого зверя или птицу, самому зашхитовать и только потом есть. Не буквально конечно. Имеется в виду, что если бы человек сам ловил, резал и разделывал животное, то он ел бы мясо не так часто, как если бы покупал мясо на рынке. Интересно, что почти такого принципа придерживается Марк Цукерберг — он называет себя вегетарианцем, но позволяет себе есть мясо, если сам зарежет животное.

Получается, что быть вегетарианцем предпочтительно? Не получается. Рабби Элазар бен Азария вообще не видит никаких проблем в поедании мяса, а только финансовые: мало денег — не ешь мясо, много денег — ешь. Рабби Йоханан говорит, что это правило уже в его дни перестало быть актуальным: даже если денег мало, надо позволять себе мясо, иначе не будет сил, так как его поколение было более слабым и на овощах долго не протянет. А в дни рабби Нахмана, жившего позже рабби Йоханана, поколение было еще слабее, поэтому говорит рабби Нахман, что нужно даже занимать деньги (если нет), чтобы купить мясо.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com