Поделиться

📜🥘 Что такое кашрут? Кошерная еда: Законы о пище святой и полезной

Кошерная еда Законы о пище святой и полезной

Кошерная еда — одна из основ повседневного быта религиозного еврея.

Какова духовная суть законов кашрута, где в Торе мы находим упоминания о разрешенной и запрещенной пище и какие аспекты важно знать, чтобы кашрут не сбил с толку в современном мире? Читайте в нашей новой статье!

Что говорит Тора о кашруте?

Первый раз повеление о разделении пищи на дозволенную и запрещенную мы читаем в книге Ваикра, в недельной главе Шмини, где приводятся признаки живых существ, позволяющие отличить разрешенное от того, что в пищу употреблять не следует:

 

«Вот учение о скоте, и птице, и всяком живом существе, передвигающемся в воде, и всяком живом существе, ползающем по земле. Чтобы различать между нечистым и чистым, между животным, которое можно есть, и животным, которого есть нельзя» (Ваикра 11:46-47).

Как мы видим, в этой главе, дающей основное представление о том, какими характеристиками обладает кошерная еда, выделены четыре группы различных животных: млекопитающие, птицы, рыбы (обитатели морей и рек) и насекомые. Каждая группа имеет свои особенности, которые помогают отличить разрешенных от запрещенных.

1. Из млекопитающих разрешены к употреблять в пищу только животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта. В то же время, животные, обладающие только одним признаком (не являющиеся жвачными либо не имеющие раздвоенных копыт), запрещены. К этой группе некошерных существ относятся верблюд, заяц (кролик), шафан (по мнению современных ученых, это даман) и свинья.

Разрешенные же виды приводятся в другом месте — недельная глава Реэ перечисляет десять кошерных видов животных, включая домашних и диких, которые обладают обоими признаками.

 

«Не ешь ничего отвратительного. Вот животные, которых можете есть: бык, агнец из овнов и агнец из коз; Олень, и серна, и яхмур, и козерог, и лань, и зубр, и газель. И всякое животное, имеющее копыто и расщепляющее его на два копыта, жующее жвачку из скота, — такое ешьте…» (Дварим 14:3-6)

Таким образом, становится очевидно, что для получения мяса, из которого будет приготовлена кошерная еда, разрешены только травоядные парнокопытные животные, а все хищники — как обитающие в дикой природе, например, лев, тигр, волк и рысь, так и одомашненные человеком (собаки, кошки) запрещены. Относительно запрещенных Тора также дает конкретное указание:

 

«Всякий скот, который имеет копыто, но (полностью его) не расщепляет и жвачки не жует, нечисты они для вас; всякий коснувшийся их нечист будет. И все ходящее на лапах своих из всякого зверя, ходящего на четырех, нечисты они для вас; всякий коснувшийся их падали нечист будет до вечера…» (Ваикра 11:26-27).

2. Признаки кошерности птиц Тора прямо не называет, ограничиваясь лишь перечислением запрещенных видов:

 

«И этих гнушайтесь из птиц, не должно есть их, гнусны они: орел, и стервятник, и гриф; И коршун, и сокол по виду его; Всякий ворон по виду его; И страус, и сова, и чайка, и ястреб по виду его; И удильщик, и сыч, и сова, И мышь летучая, и пеликан, и сип, 19. И аист, цапля по виду ее, и удод, и кожан…» (Ваикра 11:13-19)

Если присмотреться к данному Святым Писанием списку, мы видим, что всех указанных птиц можно объединить по общему признаку: они по своей природе либо хищники, либо питаются падалью. Домашние же птицы, известные в нашей традиции, все разрешены — кошерная еда может быть приготовлена из таких видов, как курица, гусь, утка, индейка и голубь.

Следует подчеркнуть, что скот и птица будут пригодны к употреблению, только если их забой будет произведен в соответствии с особыми правилами — шхита. Метод шхиты считается наиболее гуманным, так как при правильном исполнении забоя животное теряет сознание за доли секунды.

Кроме того, Тора отдельно подчеркивает запрет есть кровь животных и птиц — она считается вместилищем души, источником жизни живого существа, и ее употребление также запрещается исходя из соображений гуманности. Любая кошерная еда не может иметь в своем составе крови. Запрещение есть кровь мы находим в недельной главе Цав:

 

«И никакой крови не ешьте во всех селениях ваших, от птицы и от скота. Всякий, кто ест какую-либо кровь, искоренен будет из своего народа…» (Ваикра 7:26-27)

3. Для рыб можно также выделить два типичных признака, наделяющие их кошерным статусом. Это наличие чешуи и плавников, о чем прямо сказано в Торе:

 

«Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас. И гнусным будут они для вас. от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас…» (Шмини 11:9-12)

Как и в случае с животными, наличие только одного из двух признаков делает рыбу некошерной — сюда можно отнести осетра, сома, ставриду и угря. Все прочие морские существа — креветки, раки и крабы, различные моллюски и подобные — это также некошерная еда.

4. Из насекомых упоминаются только четыре вида саранчи, употребление которых в пищу было актуальным в древние времена — например, в эпоху египетских казней:

 

«Но такое можете есть из всех летающих насекомых, ходящих на четырех: у которого скоки над его ногами, чтобы ими прыжками ходить по земле. Этих из них можете есть: саранчу по виду ее, и солам по виду его, и харгола по виду его, и хагава по виду его…» (Шмини 11:21-22)

Для этих насекомых есть свои особые признаки разрешенности, однако, в современном мире не сохранилось умение, позволяющее четко отличить разрешенное от запрета, поэтому сегодня такую экзотику мы не найдем ни в одном меню. Все другие летающие и ползающие существа строго запрещены и передают человеку духовную нечистоту.

Овощи, фрукты, злаки — а какие здесь правила?

Вся растительная пища, выращенная вне земли Израиля, по умолчанию кошерна — именно ей питались первые люди в Ган Эден, райском саду, тогда как мясо Вс-вышний разрешил нам в пищу только после Потопа. Но следует помнить, что фрукты, овощи, ягоды и прочие растения могут содержать некошерных насекомых — соответственно, прежде чем пробовать аппетитную капусту, спелое яблоко или сочную малину со своего участка, стоит их тщательно проверить. Магазинные продукты, как правило, в этом не нуждаются, но лучше приобретать их в проверенных местах, куда кошерная еда поставляется по всей строгости закона.

Что касается плодов, выращенных в земле Израиля — для них действуют дополнительные критерии кошерности. Их можно уложить в четыре основных категории:

  1. Орла: Запрещено собирать плоды деревьев в течение первых трех лет их роста.
  2. Рвиит: Плоды четвертого года разрешено есть только в Иерусалиме, в период, когда стоит Иерусалимский Храм. Пока Храма нет, эти плоды также запрещены.
  3. Трумот и Маасрот: Это различные части урожая, предназначенные для использования в Иерусалимском Храме. Несмотря на то, что Храм еще не отстроен, законы о десятинах и других частях урожая все еще действуют в Израиле.
  4. Шмита: Каждый седьмой год в сельском хозяйстве запрещено обрабатывать землю. Это период отдыха для земли, так называемый «субботний» год.

Может ли кошерная еда сделать трапезу некошерной?

Прежде всего, для ответа на этот вопрос следует упомянуть известный закон о несмешивании мясного и молочного — эти два вида продуктов не должны готовиться в одной и той же посуде (как вместе, так и по отдельности, и мы не подаем и не едим их вместе в рамках одной трапезы.

Впервые этот запрет приводится в недельной главе Мишпатим книги Шмот:

 

«Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Господа, Б-га твоего. Не вари детеныша в молоке матери его…» (Шмот 23:19)

На этом запрете базируется разделение всех продуктов питания в еврейской традиции на три категории:

  • мясное (басар),
  • молочное (халав)
  • и нейтральное — «ни молоко, ни мясо» (парве).

К последнему относится вся кошерная еда растительного происхождения — овощи, фрукты, бобовые и злаки, орехи и грибы, различные пряности, рыба, яйца, сахар, соль и мед, а также вода и все напитки, за исключением приготовленных с добавлением молока.

По закону, установленному в Талмуде, после мясной трапезы молочное можно есть не менее чем через шесть часов, тогда как после употребления молочных продуктов мясное можно есть сразу, но только при условии, что в промежутке человек съел продукт парве и прополоскал рот, а также тщательно очистил руки от мясного. Однако исходя из традиции не употреблять мясное и молочное на одной трапезе, многие после употребления молочных продуктов ждут один час, прежде чем приниматься за мясное. Исключением является твердый и плавленый сыр — после него нужно ждать шесть часов.

Кошерная еда — только в кошерной посуде

С правилами определения кошерной пиши мы разобрались, но не менее важно и то, в чем мы ее готовим и из чего едим, и здесь также в силе остается закон о разделении молока и мяса. Для приготовления мясного и молочного используется раздельная посуда, а в особо религиозных семьях есть даже отдельные мойки и духовки во избежание смешивания этих продуктов.

Сама посуда также должна быть откошерована — то есть, должным образом подготовлена к использованию перед готовкой, чтобы кошерная еда не переняла некошерный статус от емкости. В еврейской традиции используются два метода кошерования посуды:

Кошерование посуды можно осуществить двумя основными способами: агала и либун. Агала — это процесс удаления вкуса запрещенного продукта, впитавшегося в стенки посуды, путем использования кипящей воды. Либун — это нагревание посуды до настолько высокой температуры, что следы оставшегося в ней ранее продукта сгорают.

Если запрещенный продукт был приготовлен в посуде путем варки в воде или других жидкостях, то достаточно агалы для ее кошерования. Однако, если пища была приготовлена в посуде путем жарки или запекания, то процесс впитывания более интенсивен, и посуда не может стать кошерной, пока нежелательный продукт не будет полностью сожжен. Для достижения этого, посуду нужно раскалить до такой высокой температуры, чтобы от нее отлетали искры. Когда посуда достигает такой температуры, можно быть уверенным, что все следы запрещенного продукта уничтожены и теперь в ней может готовиться кошерная еда.

Намек на необходимость этой процедуры выводится из следующего повеления Торы (недельная глава Матот):

 

«Все, что идет в огонь, проведите через огонь, и чисто будет; только водой очистительной очищено будет. А все, что не идет в огонь, проведите через воду» (Бемидбар 31:23)

Кошерованию подлежит не любая посуда — без проблем эту процедуру пройдут только металлические и каменные изделия. Деревянная посуда пригодна для кошерования только при отсутствии трещин и повреждений поверхности, Стеклянную посуду разрешают кошеровать сфарадим, но запрещают ашкеназим, фарфоровую и глиняную откошеровать невозможно, а относительно пластиковой среди религиозных авторитетов до сих пор нет единого мнения.

Кроме посуды, кошерными также должны быть рабочие части кухни, непосредственно связанные с приготовлением пищи — кухонная мойка, плита и духовка, столешница.

Кошерная еда — к чему столько сложностей? Суть и смысл

Незнакомому с еврейской культурой и религиозными законами человеку может показаться, что кашрут — это набор запутанных правил и ограничений, лишенных какого-либо объективного практического смысла. Но в Торе нам даны в первую очередь законы, касающиеся духовного роста — а значит, истинное значение кашрута надо искать именно в сфере духовной.

Всем известно правило: «Ты — это то, что ты ешь». Его с успехом можно перенести из сферы здоровья тела в сферу пользы для души. Вс-вышний, дав человеку Свои законы в Торе и заповедях, передал через них и нашу главную задачу — совершенствовать себя и окружающий мир.

Конечно, питание дает нам жизненные силы, но для того, чтобы мы могли направить полученную энергию в правильное русло, сам источник пищи, коим является кошерная еда, должен соответствовать высшим законам. Именно эту задачу и выполняет кашрут, давая нам представление о том, какая пища не только придаст физическую силу и пополнит ресурсы организма, но и раскроет наш духовный потенциал, усилив возможности восприятия святости — изучения знаний Торы и исполнения заповедей.

Употребление пищи для еврея должно быть не просто удовлетворением физической потребности, но, прежде всего — актом освящения материального мира, привнесения святости в будничный процесс и выражения благодарности Творцу за великое благо насыщения.

Соблюдение кашрута в первую очередь основано на заповедях Вс-вышнего, а их соблюдение является тем, что позволяет евреям окружать себя священным и чистым, выполняя повеление Б-га быть святым народом. Также соблюдение кашрута помогает евреям сохранять свою идентичность и отличаться от других культур и народов. Кошерная еда — это символ веры и глубоких религиозно-культурных традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Смотрите также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com