Поделиться

👸📜 Мегилат Эстер и вечная актуальность этого свитка | Меира Шлепаков

Мегилат Эстер и вечная актуальность этого свитка Меира Шлепаков

В будущем все книги Танаха утратят свою актуальность, за исключением Пятикнижия, а также Мегилат Эстер.1

Говорит Талмуд2 (в современном изложении), что царица Эстер послала в высший еврейский законодательный орган своего времени письмо с требованием ввести закон, обязывающий все последующие поколения праздновать Пурим и читать названный в её честь свиток. Главной темой этого свитка, как известно, является военная победа евреев над задумавшими уничтожить их неевреями.

Законодательные авторитеты представили себе, какой будет реакция Гаагского суда и отправили царице депешу: «Принятие такого закона спровоцирует враждебное отношение народов мира по отношению к нам». А она им на это ответила: «Все народы мира и без вас знают, как евреи способны расправляться со своими врагами. Рассказы об этих событиях уже были опубликованы в зарубежной прессе».
Этот политический вопрос – можно ли открыто заявлять о том, что евреи имеют полное право негуманно отвечать на нападение врагов, так и не утратил свою актуальность.


Все книги Пророков и Писания были боговдохновенными, то есть в их основе лежало пророчество, по меньшей мере пророчество низкого уровня, называемое руах а-кодеш. Только записанные таким способом книги были включены в Танах. Согласно традиционным представлениям иудаизма пророчество прекратилось как раз в том поколении, к которому относятся события Мегилат Эстер – «Когда умерли последние пророки – Хагай, Захарья и Малахи – руах а-кодеш покинул еврейский народ».3 Про Мордехая сказано, что он пророчествовал в тот же год, что и эти пророки, а было это на второй год Дарьявеша (Дария).4 Получается, что Мордехай и Эстер жили на стыке двух эпох – когда ещё было пророчество и когда его уже не было.

[Это мудрецы Талмуда считают, что пророчество прекратилось. А вот Йосеф Флавий не заметил никакого исчезновения пророчества. В частности, он говорит, что Йоханан Гиркан – первосвященник и царь из династии Хасмонеев, помимо этих должностей был также пророком.5 И также он пишет, что и в его время были пророки среди ессеев: «Встречаются между ними и такие, которые после долгого упражнения в священных книгах, разных обрядах очищения и изречениях пророков утверждают, что умеют предвещать будущее. И, действительно, редко до сих пор случалось, чтобы они ошибались в своих предсказаниях»].6

В прошлом существовало сомнение, является ли текст Мегилат Эстер результатом пророчества. Из-за этого сомнения мудрецам пришлось выяснять,7 приводит ли прикосновение к этому свитку к нечистоте рук, как это происходит при прикосновении к другим святым свиткам, составившим Танах, а также подтверждать пророческое происхождение текста Мегилат Эстер цитатами из самого свитка, показывающими, что автор знал такие вещи, которые без пророческого дара узнать было совершенно невозможно, например, какие мысли были на сердце у Амана или как относились к Эстер все видевшие её люди. В результате мудрецы Талмуда пришли к выводу, что текст Мегилат Эстер был произнесён посредством руах а-кодеш.

[А в кумранской общине выводы, возможно, были другими. Мегилат Эстер оказалась единственной книгой Танаха, не обнаруженной среди свитков Мёртвого моря].
Считается, что из-за того, что пророчество прекратилось в поколении Мордехая, исчезла возможность писать тексты, соответствующие по святости книгам Танаха. Поэтому ничего из написанного в более поздние времена, например, книги Маккавеев, в которых рассказывается о событиях, связанных с праздником Ханука, не вошло в еврейский канон.

Мудрецы утверждают,8 что двадцать второй псалом, начинающийся со слов למנצח על אילת השחר, говорит об Эстер. И нём она аллегорически называется Айелет а-шахар. Это выражение имеет несколько значений: «предрассветная лань», «предрассветная звезда», она же Венера, или просто «заря». Сказано в Гемаре: «Как время перед рассветом – это конец ночи, так и история Эстер – конец всех чудес».9 Всё время, пока существовало пророчество, происходили явные чудеса. И хотя принято думать, что раньше было лучше, люди были умнее, а фрукты вкуснее, этот период прошлого здесь сравнивается с ночью, а не с днём.

Но начиная со времени Эстер началось не утро, а самое тёмное предрассветное время суток, о котором сказано: «ночью есть свет от луны и звёзд, а перед рассветом они заходят и тогда сгущается самая большая тьма».10 И на это же намекают слова, говорящие о наступлении духовной тьмы, связанной с сокрытием Всевышнего: «Где в Торе упоминается Эстер (אסתר)? В стихе «А Я совершенно сокрою (הסתר אסתיר) Моё лицо от него (от народа Израиля)».11

Та же Гемара сравнивает Эстер с ланью, отличающейся от остальных животных узкой маткой,12 которая делает её желанной для самца. Подобно такой лани, Эстер оказалась желанной для Ахашвероша. А в другом месте написано,13 что эта анатомическая особенность лани имеет и другие последствия. Из-за узости матки беременная лань не способна сама разродиться. Когда она корчится от схваток, Всевышний посылает к ней змею. Змея кусает лань в матку, от этого матка расслабляется, и детёныш появляется на свет.

Также с Айелет а-шахар сравнивается наступление будущего избавления.14 Когда над горизонтом встаёт заря сначала на небе появляется лишь едва заметное свечение. Постепенно оно разгорается и увеличивается, становясь всё ярче и сильней. И тогда мир озаряется светом.

Тот же самый принцип проявляется в сплетении событий Мегилат Эстер: Сначала Мордехай только сидит в царских воротах, потом ему оказывают одноразовые почести, возя по городу в царской одежде и на царском коне, затем он ходит в царской одежде перед самим царём, а после этого появляется свет, о котором сказано: ליהודים היתה אורה ושמחה וששן ויקר («у евреев был свет, и радость, и ликование, и почёт»).15 И таким же образом должна прийти геула: Сначала её приближение почти не заметно, постепенно её близость становится всё более и более очевидной, а затем весь мир озаряется её светом.

Таким образом можно сказать, что Мегилат Эстер говорит о процессе рождения нового мира – мира света, по сравнению с которым предшествующий мир будет казаться ночью. Подобно лани, которой для завершения родов требуется укус змеи, для рождения нового мира тоже может потребоваться такой «укус». В Мегилат Эстер подобным «укусом» стало принятие решения об уничтожении еврейского народа. О произошедшем тогда резком изменении в сознании людей сказано: «Перстень, снятый с руки царя [и переданный Аману в знак полученного им разрешения на уничтожение еврейского народа], привёл к такому раскаянию и исправлению, которого не смогли добиться 48 пророков и 7 пророчиц Танаха, пророчествовавших для Израиля».16

И если Мегилат Эстер говорит о появлении нового мира, то становится понятным, почему в будущем она останется актуальной, в отличие от других книг Пророков и Писаний. Другие книги были написаны для исправления недостатков прошлого мира, а сказанное в Мегилат Эстер должно положить начало возникновению мира будущего.

Пурим Самеах!

Читайте также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra
_______

  1. תלמוד ירושלמי מגילה א׳:ה׳ ↩︎
  2. Согласно מגילה ז׳ א.  ↩︎
  3. סנהדרין י״א א ↩︎
  4. Было несколько древнеперсидских царей, носивших имя Дарьявеш, что затрудняет датировку. ↩︎
  5. Иудейская война, 1:18:8. ↩︎
  6. Иудейская война, 2:8:12. ↩︎
  7. מגילה ז׳ א ↩︎
  8. מגילה ט״ו ב ↩︎
  9. יומא כ״ט א ↩︎
  10. מדרש תהילים כ״ב ↩︎
  11. חולין קל״ט ב ↩︎
  12. Хазаль здесь не делают разделения между разными частями женской половой системы и называют их общим словом «матка». ↩︎
  13. בבא בתרא ט״ז ב ↩︎
  14. תלמוד ירושלמי ברכות א׳:א׳:כ״א ↩︎
  15. Эстер, 8:16. ↩︎
  16. מגילה י״ד א ↩︎

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com