Поделиться

Мишлей | Глава 22. Перевод с комментариями

mishlej 21 perevod
נִבְחָר שֵׁם מֵעֹשֶׁר רָב מִכֶּסֶף וּמִזָּהָב חֵן טוֹב
  1. (Доброе) имя предпочтительнее большого богатства, добрый нрав лучше серебра и золота.
Есть уровень богатства, когда у человека есть всё, что ему необходимо. А есть «большое богатство», когда у него есть излишки. Люди стремятся к большому богатству, потому что оно даёт им влияние и славу. Вокруг собираются люди и стремятся понравиться. Почему «доброе имя» лучше большого богатства? Потому что богатство имеет две плохих стороны. Его хотят украсть (и оно лишает хозяина спокойствия) и его надо охранять. Доброе имя дает те же преимущества — признание и влияние без недостатков богатства. Оно всегда с тобой и его нельзя украсть. Добрый нрав — привлекает к тебе людей. И серебро и золото привлекают. Но на серебро и золото стекаются также и злодеи, которые хотят ограбить, а на добрый нрав они не претендуют)
עָשִׁיר וָרָשׁ נִפְגָּשׁוּ עֹשֵׂה כֻלָּם יְדֹוָד
  1. Богатый и бедный встретились. Создатель обоих – БОГ.
Как продолжение предыдущего отрывка. Богатство и бедность — это внешние проявления человека. Они приходят и уходят и на них большое влияние оказывают внешние обстоятельства. А доброе имя — это выбор человека. Это его постоянное приобретение. При их встрече — определяется МАЗАЛЬ (судьба каждого). Например, богатый человек не помог бедному. В этот момент он может потерять свою судьбу. А бедный человек может или завидовать богатому и желать ему зла — и тогда он не станет богатым (Потому что ненавидит богатых) — или он может благословить богатого и помочь ему и понять, насколько богатый может быть несчастным и пожалеть его. И в этот момент их судьба может поменяться. Богатство и бедность — как колесо.
  • Урок №232, отрывки 1-2:

עָרוּם רָאָה רָעָה וְיִסְתָּר \{וְנִסְתָּר\} וּפְתָיִים עָבְרוּ וְנֶעֱנָשׁוּ
  1. Хитрый видит зло и укрывается, а наивные преступают и наказываются.
Хитрый человек — видит второе последствие каждого поступка. И если он видит зло — то может от него укрыться. Наивный -видит только первое последствие ситуации и даже увидев зло делает шаг и наказывается. Он не понимает, что у каждого поступка есть последствие. И «что посеешь — то и пожнешь».
עֵקֶב עֲנָוָה יִרְאַת יְדֹוָד עֹשֶׁר וְכָבוֹד וְחַיִּים
  1. За скромностью (отсутствие ЭГО), страх пред Богом –  (и далее) богатство, почет и жизнь.
Человек воспринимает реальность сквозь призму своего интеллекта. Он наделяет смыслами то, что видит и слышит. Получается внутри каждого человека есть свой мини-компьютер-творец-мира (ЭГО). И большинство людей «вытеснили» настоящего СОЗДАТЕЛЯ и ТВОРЦА мироздания из этого компьютера. И поставили СЕБЯ на первое место. Тот, кто видит БОЖЕСТВЕННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ (то есть присутствие БОГА во всём) становится скоромным. И в этот момент у него возникает ТРЕПЕТ (страх) перед БОГОМ. То есть он соединяется с БОГОМ в своём восприятии и начинает делать то, что БОГ приказал делать. И в этот момент он соединяется с САМОЙ МОЩНОЙ СИЛОЙ в мироздании. И к нему приходят и богатство и почет и вечная жизнь и всем, что он только захочет. Как сказано: Делай ЕГО ВОЛЮ, как свою и ОН сделает твою волю, как ЕГО.
  • Урок №233, отрывки 3-4:

צִנִּים פַּחִים בְּדֶרֶךְ עִקֵּשׁ שׁוֹמֵר נַפְשׁוֹ יִרְחַק מֵהֶם
  1. Холод и угли на кривом пути; кто бережет душу свою, тот удалится от них.
Самый короткий путь — прямой. Лучший выбор в жизни — золотая середина. В духовном развитии или в физическом или в финансовом. Царь Шломо показал это на примере природы. Когда жарко (угли или очень жаркая погода) — это плохо и вредно. Когда холодно — то тоже можно заболеть. Лучший выбор какой? Приятная температура — не жарко и не холодно. Также в любом деле — держись «золотой середины» и будет хорошо.
חֲנֹךְ לַנַּעַר עַל פִּי דַרְכּוֹ גַּם כִּי יַזְקִין לֹא יָסוּר מִמֶּנָּה
  1. Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится.
Два совета по воспитанию дает нам Царь Соломон.
  • Воспитывать надо с детства. Те навыки, которые заложены в человеке с детства становятся его характером, сутью его личности. Самый главный навык (это уже от меня) — это настойчивость и системность.
  • У каждого ребенка есть к чему то талант. Надо найти этот талант и воспитывать его в том, для чего он создан.
עָשִׁיר בְּרָשִׁים יִמְשׁוֹל וְעֶבֶד לוֶֹה לְאִישׁ מַלְוֶה
  1. Богатый господствует над бедными, и должник – раб заимодавца.
Седьмой и восьмой отрывок описывают бизнес-схему тех времен, которая существовала в мире до нашего века. Сейчас она возможно тоже есть, но более скрытно.
Раньше если человек был бедный — то ему некуда было пойти. Не было социальных служб. И он шёл к богатому, занимал деньги под проценты и если не отдавал — то и он и его семья шли в рабство. Так началось еще с Йосефа, когда все египтяне стали рабами для фараона. Таким образом появилось в России крепостное право. И в Европе было тоже самое. Чем это заканчивалось? В следующем отрывке объясняется.
זוֹרֵעַ עַוְלָה יִקְצָור \{יִקְצָר\} אָוֶן וְשֵׁבֶט עֶבְרָתוֹ יִכְלֶה
  1. Сеющий неправду пожнет беду, и бич жестокости его исчезнет.
Рабы восставали и убивали богатых. Бич жестокости — обращался на самих богатых, когда должники сжигали их дома. Последним ярким примером была Революция в России.
  • Урок №234, отрывки 5-8:

טוֹב עַיִן הוּא יְבֹרָךְ כִּי נָתַן מִלַּחְמוֹ לַדָּל
  1. Щедрый будет благословляем за то, что дает от хлеба своего бедному.
Были среди богатых и такие, которые не угнетали бедных и даже им помогали. Таких во время бунтов оставляли в живых.
גָּרֵשׁ לֵץ וְיֵצֵא מָדוֹן וְיִשְׁבֹּת דִּין וְקָלוֹן
  1. Прогони насмешника, и удалится раздор, и прекратятся тяжба и посрамление.
Раздор возникает в нескольких ситуациях. Во первых ненависть людей друг  к другу вызывает раздор. Во вторых гнев и раздражение.
Раздор — это когда люди начинают ругаться и судиться из-за разницы во взглядах.
Насмешник — это человек, который ищет над чем посмеяться и он, как катализатор раздоров. Общение с такими людьми приводит к тяжбам и конфликтам.
אֹהֵב טְהָור \{טְהָר\} לֵב חֵן שְׂפָתָיו רֵעֵהוּ מֶלֶךְ
  1. Любящий (людей) и чистый сердцем, и приятность на устах, тому друг – царь.
В предыдущем отрывке говорилось про циника (насмешника). Его надо прогнать (из себя тоже). Здесь описывается его противоположность. То, каким надо быть и к чему это приводит. Любящий людей — это выполняющий заповедь Возлюби Ближнего как себя. У таких людей принимаются их молитвы. Чистый сердцем — человек без злых мыслей и намерений. Без страха и беспокойства. Приятность на устах — говорит только приятные и позитивные вещи себе и людям. В итоге — у него и здесь будет очередь из друзей (включая царя) и Царь Царей (БОГ) будет ему, как друг. Потому что написано в Пиркей Авот «Тот, кого любят люди — того любит БОГ».
  • Урок №235, отрывки 9-11:

עֵינֵי יְדֹוָד נָצְרוּ דָעַת וַיְסַלֵּף דִּבְרֵי בֹגֵד
  1. Очи БОГА охраняют ПОЗНАНИЕ, и убирают слова предателя (изменяющего).
Хохма — Божественная Мудрость передается от Пророков через учителей. Её нельзя придумать или увидеть. Бина (Логика) — это качество интеллекта, которое надо развивать. ПОЗНАНИЕ (Даат) — даёт БОГ всем. Каждый человек (кроме сумасшедших) — воспринимает мир своими органами чувств. И получает в голове упорядоченную картинку. У него прошлое в прошлом — будущее в будущем. Настоящее прямо сейчас. И картинки эти в мозге не путаются. Почему? Потому что «Глаза БОГА охраняют ПОЗНАНИЕ». И тот, кто разобрался в реальности понял, что  реальность — существует только СЕЙЧАС. Он может убирать слова изменяющего реальность (рассказывающего о прошлом и будущем) предателя (предателя реальности)
אָמַר עָצֵל אֲרִי בַחוּץ בְּתוֹךְ רְחֹבוֹת אֵרָצֵחַ
  1. Ленивый говорит: «Лев на улице, посреди площадей убьют меня!»
Это как раз пример, как можно искажать реальность. Ленивый человек воображает себе, что в городе есть львы, а на людных площадях убийцы. Он верит в эту иллюзию и в реальности не двигается с места.
  • Урок №236, отрывки 12-13:

שׁוּחָה עֲמֻקָּה פִּי זָרוֹת זְעוּם יְדֹוָד יִפָּול \{יִפָּל שָׁם\}
  1. Ров глубокий – уста чужих; на кого прогневается БОГ, тот упадет туда.
Когда человек начинает изучать философию идолопоклонства — он падает в глубокую яму. Это метафора о том, что вылезти из своих мысленных построений ему будет тяжело. К тому же сам процесс изучения чуждой философии — вызывает гнев у БОГА.
Речь идет о тех, кто уже знал ТОРУ и отошел. Те, кто не знали — называются «Маугли» (украденные дети) и к ним Бог добр и милосерден.
Вот яркий пример «глубокой ямы». Журналист-аферист придумал свою религию. Сейчас в ней более 250 000 человек.
אִוֶּלֶת קְשׁוּרָה בְלֶב נָעַר שֵׁבֶט מוּסָר יַרְחִיקֶנָּה מִמֶּנּוּ
  1. Глупость (сомнения)  привязалась к сердцу юноши: – розга наставления-страдания удалит ее от него.
Подростковый возраст — время сомнений. Сомнения еще не укоренились в сердце. Они внешние (привязаны к сердцу).
Строгие наставления — через страдания, могут убрать это из сердца юноши.
В наше время это очень редко используется — но вот что говорит Чемпион Мира по рукопашному бою о своём отце
Хабиб Нурмагомедов: «Мой отец победит меня в бою даже сейчас»
«В годы, когда я был подростком, у меня даже не было такой мысли, чтобы каким-то образом восстать против своего отца ни физически, ни даже психологически. Да, даже сейчас у меня нет такого желания, ведь отец в отличной форме и победит меня с моими любыми бунтарскими замашками (говорит с улыбкой). В юные годы не было ни малейшего желания противостоять отцу. Он всегда тренировался и работал целыми днями, поэтому был наиболее крепким и выносливым из знакомых мне мужчин. Он ведь совмещал регулярную тренерскую деятельность и работу в совхозе. Это всегда вызывало уважение у всех вокруг», — заявил Хабиб.
Также российский чемпион рассказал о том, как настойчиво отец заставлял его учиться. Чтобы качественно выучить русский язык, Хабибу приходилось постоянно переписывать словарь и таким образом запоминать незнакомые слова.
  • Урок №237, отрывки 14-15:

עֹשֵׁק דָּל לְהַרְבּוֹת לוֹ נֹתֵן לְעָשִׁיר אַךְ לְמַחְסוֹר
  1. Кто угнетает бедного, чтобы умножить свое и дающий богатому, только для убытка.
Когда человек забирает у бедного или даёт помощь богатому — в обоих этих случаях становится у него только меньше. Давать богатому — не Заповедь. Забирать у бедного — преступление. Поэтому у того, кто так поступает — убавляется и в деньгах, и в «баллах» на Небесах.
הַט אָזְנְךָ וּשְׁמַע דִּבְרֵי חֲכָמִים וְלִבְּךָ תָּשִׁית לְדַעְתִּי
  1. Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию (учению),
Тора пришла через Пророков к Мудрецам. Для того, чтобы сегодня человек получил Тору — он должен пройти два этапа. Получить у Мудрецов ОСНОВЫ (услышать их) и работать над пониманием, запоминанием и применением Мудрости Торы (обратить сердце к знанию). Как мы учили в 3 главе :
  1. Милость и истина  не оставят тебя; повяжи их на шею себе, напиши их на скрижалях сердца своего;
Это значит, что надо проговаривать и визуализировать слова Торы и повторять их «днем и ночью».
  • Урок №238, отрывки 16-17:

כִּי נָעִים כִּי תִשְׁמְרֵם בְּבִטְנֶךָ יִכֹּנוּ יַחְדָּו עַל שְׂפָתֶיךָ
  1. Ибо приятно (будет тебе), если сохранишь их в себе, и все они утвердятся на устах твоих,
Вот сейчас мы пришли к тому, чем занимались с начала изучения книги Мишлей. Услышать слова Торы — этого недостаточно. Главное сохранить их в себе. А как ты можешь их сохранить? Когда они утвердятся на устах твоих — то есть ты будешь их рассказывать. Пока ты не можешь объяснить другому какое-то знание, оно не твоё. Слышал и не можешь объяснить? Не знаешь и забудешь. Слышал и объясняешь вслух другим — понял и запомнишь.
Как мы изучали в Пиркей Авот: Тот, кто учит, чтобы обучать — помогают ему (с Небес) и учить и обучать. Тот кто учит, чтобы исполнять — помогают ему (с Небес): учить, обучать, запомнить и сделать.
לִהְיוֹת בַּידֹוָד מִבְטַחֶךָ הוֹדַעְתִּיךָ הַיּוֹם אַף אָתָּה
  1. Дабы в БОГЕ была опора твоя; я научил и тебя сегодня.
После того, как ты услышишь Тору от Мудрецов и начнешь обучать ей (тому что услышал и понял) — опирайся (полагайся) на БОГА. Мы учили во 2 главе:
כִּי יְדֹוָד יִתֵּן חָכְמָה מִפִּיו דַּעַת וּתְבוּנָה
  1. Ибо БОГ дает Божественную Мудрость (Хохма); из уст Его — знание и разумение;
Второе объяснение — если ты будешь сомневаться, откуда будут деньги, если ты будешь много времени и внимания уделять изучению Божественной Мудрости, то «пусть в БОГЕ будет опора твоя». Учи Тору и Бог тебя обеспечит всем необходимым за минимум усилий с твоей стороны.
  • Урок №239, отрывки 18-19:

הֲלֹא כָתַבְתִּי לְךָ שָׁלִשִׁום \{שָׁלִישִׁים\} בְּמֹעֵצוֹת וָדָעַת
  1. Не писал ли я тебе трижды с советами и знанием,
А если ты подумаешь «А вдруг ошибаются Мудрецы?» — так три раза БОГ повторил ТОРУ. В Пятикнижии, Писаниях и Пророках (РАШИ). ТаНаХ. Второе объяснение: Книга Мишлей состоит из трёх частей, где Царь Шломо раскрыл полностью ВСЮ МУДРОСТЬ.
לְהוֹדִיעֲךָ קֹשְׁטְ אִמְרֵי אֱמֶת לְהָשִׁיב אֲמָרִים אֱמֶת לְשֹׁלְחֶיךָ
  1. Дабы поведать тебе истину, слова правды, дабы ты передавал изречения правды пославшим тебя
Есть субъективная правда и есть истина (объективная реальность) — идентичная для всех. Множество философий (описаний жизни и правил, по которым она работает) — создали люди. И есть описание жизни и правил от Создателя Мироздания. Это Тора и она называется ИСТИНА.
Передача Торы (Истины) другим людям — это попытка сказать ПРАВДУ. Правда — это субъективная реальность, в которой человек пытается ТОЧНО передать ИСТИНУ. Важно помнить, что точно передать ИСТИНУ — практически невозможно. В любой интерпретации есть пропорция ПРАВДЫ и личной интерпретации сказанного.
Получив эти знания, важно не обманывать себя в своём общении с собой. Внутренний диалог во многом управляется Йецер Ара (Злым началом). Искаженное желаниями и раздражением мышление — это свойство большинства людей.
אַל תִּגְזָל דָּל כִּי דַל הוּא וְאַל תְּדַכֵּא עָנִי בַשָּׁעַר
  1. Не грабь бедного, потому что он беден, и не притесняй нищего у ворот,
Бедный (потерявший все деньги) и нищий (без надежды заработать) — самые обездоленные и слабые люди. Их обидеть может каждый.
כִּי יְדֹוָד יָרִיב רִיבָם וְקָבַע אֶת קֹבְעֵיהֶם נָפֶשׁ
  1. Ибо БОГ вступится в дело их и отберет душу у обобравших их.
Так как забирая у них или притесняя их — человек забирает у них последнее. То равноценным наказанием для него будет потеря жизни или здоровья. Так как это самое дорогое и последнее, что есть у каждого человека. А так как Бог судит «мера за меру» — то надо быть очень осторожным в общении с такими людьми.
  • Урок №240, отрывки 20-23:

תִּתְרַע אֶת בַּעַל אָף וְאֶת אִישׁ חֵמוֹת לֹא תָבוֹא
  1. Не дружись с гневливым, и не общайся с человеком вспыльчивым,
Царь Соломон уже много раз говорил о вреде гнева. От сварливой жены он предлагал вначале уйти на край крыши, а потом убежать в пустыню. Сейчас он говорит, что с человеком гневливым (открыто выражает гнев) — не надо дружить. Быть с ним близким. Он только с близкими гневается сильно. А вот с тем, кто вспыльчивый — с ним вообще не надо общаться. Потому что он в любой ситуации и в любой обстановке может разозлиться. А дальше — гнев, как огонь. Может спалить всё вокруг.
פֶּן תֶּאֱלַף אֹרְחֹתָו \{אֹרְחֹתָיו\} וְלָקַחְתָּ מוֹקֵשׁ לְנַפְשֶׁךָ
  1. Чтобы ты не научился путям его и не расставлял сети душе твоей
В гневе есть такая черта — он легко переходит от человека к человеку. Как огонь распространяется. Как сказал Царь Соломон в другом месте Мишлей:
Как человек смотрит в воду и видит свое отражение — так сердце человека отражает того, кто с ним общается.
Поэтому «с кем поведешься — от того и нагреешься» (Народная Мудрость). Вывод — не общаться с гневливыми и раздражительными людьми. А если уже общаешься — будь осознанным и не «подключайся».
אַל תְּהִי בְתֹקְעֵי כָף בַּעֹרְבִים מַשָּׁאוֹת
  1. Не будь среди тех, что ударяют по рукам и поручаются за ссуды.
Когда один человек занимает у другого деньги — то тот, кто занимает, просит друзей за него поручиться. Стать гарантами, что если он не отдаст — то они отдадут за него. Царь Соломон не советует быть гарантом. У него пользы нет никакой. Деньгами он не пользуется. Заповедь помочь деньгами (как Цдака) — не выполняет. В общем риск есть, а пользы нет.
אִם אֵין לְךָ לְשַׁלֵּם לָמָּה יִקַּח מִשְׁכָּבְךָ מִתַּחְתֶּיךָ
  1. Если тебе нечем заплатить, зачем возьмет он (кредитор) постель твою из-под тебя?
По Торе тот, кому не отдают долг, не может прийти в дом к кредитору и забрать его имущество. Но к гаранту может. Тора запретила только забирать последнее у человека, который занял деньги. А гарант — он гарантировал, что отдаст долг, если кредитор не сможет. Вот и должен сейчас любыми путями выполнять свое обещание.
  • Урок №241, отрывки 24-27:

אַל תַּסֵּג גְּבוּל עוֹלָם אֲשֶׁר עָשׂוּ אֲבוֹתֶיךָ
  1. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
Уважай обычаи прошлых поколений. Без этого нет порядка и устойчивости в обществе и жизни.
חָזִיתָ אִישׁ מָהִיר בִּמְלַאכְתּוֹ לִפְנֵי מְלָכִים יִתְיַצָּב בַּל יִתְיַצֵּב לִפְנֵי חֲשֻׁכִּי
  1. Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Пред царями он будет стоять, не будет стоять пред темными (незнатными).
Это вывод. Чем заниматься в жизни? Стать лучшим мастером в своем деле. И с помощью мастерства стать принятым даже у Царей. При этом надо помнить, что если уже начал делать работу для Царей — то для темных людей надо перестать ее делать. Поднимай цену и они не смогут покупать. Да и не поймут работы царского уровня. Это простой смысл.
А глубже — если начал делать Божественную Работу на высоком уровне, то уже не можешь опускаться обратно на уровень погони за материальностью и славой.
  • Урок №242, отрывки 28-29:

  1. Ну вот ты закончил 22 главу, мазль тов рэб Ицхак. Я продолжаю разбирать,но ни так досконально как бы хотелось(канариковая дача,сам пониманшь),бороться искать найти не сдаваться!Хорошего доброго года тебе,шлом байт,бриют и уйти от вируса! Думаю что Мишлей не 22 главы,но посмотрим,приду в себя приду на уроки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com