Мишлей | Глава 26. Перевод с комментариями
Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим
כַּשֶּׁלֶג בַּקַּיִץ וְכַמָּטָר בַּקָּצִיר כֵּן לֹא נָאוֶה לִכְסִיל כָּבוֹד
- Как снег летом и как дождь во время жатвы, так не хорошо давать грешнику по вожделению почёт.
Снег и дождь хороши зимой. Они приносят пользу будущему урожаю. Но во время жатвы и созревания урожаю — они вредят. Так же и почёт — для мудреца и цадика он помогает усилить хорошее, что в них есть. А для грешника — усиливает плохое и даёт плохой пример.
כַּצִּפּוֹר לָנוּד כַּדְּרוֹר לָעוּף כֵּן קִלְלַת חִנָּם לֹא \{לוֹ\} תָבֹא
- Как птице порхать, как воробью летать, так незаслуженное проклятие не сбудется.
Птица не сидит на месте, и воробей сразу взлетает — так проклятие возвращается на того, кто проклял.
שׁוֹט לַסּוּס מֶתֶג לַחֲמוֹר וְשֵׁבֶט לְגֵו כְּסִילִים
Бич – для коня, узда – для осла, а розга – для спины грешников по вожделению.
Животные не управляются интеллектом, а только страхом и удовольствием. Так же и грешник по вожделению — он не может собой управлять. С ним надо как с животным — через страх или удовольствие.
אַל תַּעַן כְּסִיל כְּאִוַּלְתּוֹ פֶּן תִּשְׁוֶה לּוֹ גַם אָתָּה
Не отвечай грешнику по вожделению по сомнениям его, чтобы и тебе не сравняться с ним.
КСИЛЬ — грешник, который не может справиться со своими вожделениями. Поэтому он ищет возможности сомневаться в Торе и Заповедях. И как бы ты его не убеждал — шансов нет. Потому что он интеллект использует для того, чтобы оправдать свои вожделения. Те сомнения, которые он ИЩЕТ могут быть сильными и они могут зародить сомнения и в тебе.
Второе объяснение — ругаться и спорить с грешником-по вожделению можно только на его языке. Этим ты становишься на его уровень в глазах окружающих людей. Мудрецы не будут спорить и ругаться.
עֲנֵה כְסִיל כְּאִוַּלְתּוֹ פֶּן יִהְיֶה חָכָם בְּעֵינָיו
Отвечай грешнику по вожделению по глупости его, а то он будет мудр в глазах своих.
Отвечать ему надо не на его сомнения и нападки, а наоборот, показать ему его глупость. Не доказывать свою позицию, так как он её слышать не хочет. А показать глупость его и его позиции. Например, я в споре с атеистами, когда они просят доказать, что БОГ есть — спрашиваю об их вере. Они хотят верить, что они произошли от обезьяны? Если ДА — то разговор окончен. Если НЕТ — то есть они допускают ТЕОРИЮ БОЖЕСТВЕННОГО происхождения ЧЕЛОВЕКА — то я продолжаю разговор.
מְקַצֶּה רַגְלַיִם חָמָס שֹׁתֶה שֹׁלֵחַ דְּבָרִים בְּיַד כְּסִיל
Подсекает себе ноги, пьет досаду, кто дает словесное поручение глупцу.
Если человек посылает с поручением (передать что-то на словах) глупого-грешника-по вожделению, — то вместо помощи получается вред. Он так передаст, что потом придется идти самому и успокаивать.
דַּלְיוּ שֹׁקַיִם מִפִּסֵּחַ וּמָשָׁל בְּפִי כְסִילִים
Болтаются бедра у хромого, а притча – в устах глупых.
Когда умный человек понимает суть вещей, он хочет их передать с помощью примеров. Но если человек не понимает суть, то и примеры его ничего не прояснят.
כִּצְרוֹר אֶבֶן בְּמַרְגֵּמָה כֵּן נוֹתֵן לִכְסִיל כָּבוֹד
Как привязывающий камень к праще, так (тот) кто воздает глупому честь.
Камень, который вложили в пращу — может убить. И хотя сам процесс вкладывания камня — не убийство, так как кидать будет другой. Но соучастие в убийстве. Так же и оказывать уважение грешнику-глупцу. Он станет уверенней и совратит с пути многих сомневающихся. Что равноценно убийству их. Отвечать с уважением = Оказывать глупцу почет.
חוֹחַ עָלָה בְיַד שִׁכּוֹר וּמָשָׁל בְּפִי כְסִילִים
Колючка, попавшаяся в руки пьяного, – притча в устах глупцов.
Когда пьяный держит колючку — она колет и его, и окружающих. Он не контролирует свои движения. Так и примеры его, которыми он хочет передать своё намерение — искажают и вредят и ему и окружающим.
רַב מְחוֹלֵל כֹּל וְשׂכֵר כְּסִיל וְשׂכֵר עֹבְרִים
Всесилен Творец вселенной: Он и управляет и награждает и глупого грешника, обуздывает и (всякого) преступника.
БОГ сотворил и даёт энергию жизни всему живому. Ничего не двигается в мире без Божественной СИЛЫ. Вся механика мира, всё движение от БОГА. Всё с Небес — кроме страха перед Небесами. Только ВЕРА в БОГА и выполнение Заповедей — это свобода выбора. Остальное — Божественная Механика.
כְּכֶלֶב שָׁב עַל קֵאוֹ כְּסִיל שׁוֹנֶה בְאִוַּלְתּוֹ
Как пес возвращается на блевотину свою, (так) глупый (грешник по вожделению) повторяет глупость свою.
Поэтому не стоит отвечать ему с Мудростью и спорить с ним. Он в глубине души знает правду. Просто не может справиться со своими вожделениями к греху.
רָאִיתָ אִישׁ חָכָם בְּעֵינָיו תִּקְוָה לִכְסִיל מִמֶּנּוּ
Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? У глупого больше надежды, чем у него.
Когда грешник по вожделению грешит — он знает, что грешит, но просто не может победить вожделение. Мудрый в своих глазах — уверен, что он действует правильно. Поэтому у него нет шанса исправиться.
אָמַר עָצֵל שַׁחַל בַּדָּרֶךְ אֲרִי בֵּין הָרְחֹבוֹת
Ленивец говорит: «Лев на дороге! Лев среди площадей!»
Ленивец часто превращается в «мудрец в своих глазах». Он верит своим выдумкам, которые оправдывают его лень.
הַדֶּלֶת תִּסּוֹב עַל צִירָהּ וְעָצֵל עַל מִטָּתוֹ
Дверь поворачивается в петле своей, – а ленивец на постели своей.
Он не сдвигается с места, как дверь, которая вроде двигается, а с места не сходит.
טָמַן עָצֵל יָדוֹ בַּצַּלָּחַת נִלְאָה לַהֲשִׁיבָהּ אֶל פִּיו
Опустил ленивец руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.
Это метафора, что даже если ему объяснять и разъяснять, как победить лень — он не сделает это. Пока он «мудрец в своих глазах» и у него нет желания победить лень — ничего не помогает.
חָכָם עָצֵל בְּעֵינָיו מִשִּׁבְעָה מְשִׁיבֵי טָעַם
Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.
Так как ленивец годами отлынивает от работы — он собрал доводы и умеет ответить на любой вопрос. А так как он сам уверен в своей правоте — то и никакие доводы на него не действуют.
- Урок №286, отрывки 12-16:
מַחֲזִיק בְּאָזְנֵי כָלֶב עֹבֵר מִתְעַבֵּר עַל רִיב לֹּא לוֹ
Хватает пса за уши (тот), кто, проходя мимо, раздражается (вмешивается) при ссоре не своей
Если схватить сидящую тихо собаку за уши — то она может укусить. Тот, кто вмешивается в ссору, к которой не имеет отношения — получит неприятности, которых мог бы избежать. Потому что проигравшая сторона будет его ненавидеть.
כְּמִתְלַהְלֵהַּ הַיֹּרֶה זִקִּים חִצִּים וָמָוֶת
Зажигающий, который мечет искры, стрелы и смерть,
Есть люди, которые поджигают эмоционально других людей. В следующих отрывках объясняется, как это происходит. В этом показано, что гнев зарождается, как огонь. Вначале искры, потом стрелы и потом может убить.
כֵּן אִישׁ רִמָּה אֶת רֵעֵהוּ וְאָמַר הֲלֹא מְשַׂחֵק אָנִי
Так человек, который обманывает ближнего своего и говорит: «Ведь я шучу».
Вначале он «шутит» — язвит, высмеивает. А если его ловят на лжи — говорит «я шучу» (еще раз врет).
- Урок №287, отрывки 17-19:
בְּאֶפֶס עֵצִים תִּכְבֶּה אֵשׁ וּבְאֵין נִרְגָּן יִשְׁתֹּק מָדוֹן
Без дров угасает огонь, а без жалобщика прекратится раздор.
Потом он жалуется на всех и всё. Здесь его уже трудно поймать на лжи, так как он может описывать свои настоящие чувства. Я обиделся, мне плохо, мне сделали больно. Он может любое действие или слово перевернуть в обиду.
פֶּחָם לְגֶחָלִים וְעֵצִים לְאֵשׁ וְאִישׁ מִדְוָנִים \{מִדְיָנִים\} לְחַרְחַר רִיב
Уголь – для жару, и дрова – для огня, и человек сварливый – для разжигания ссоры.
Из угля не получится огонь. Если поджечь угли — то можно получить от них тепло. От дерева — можно получить огонь. Он человека сварливого — ссору. Есть такие люди, про которых говорят: «драку заказывали?».
דִּבְרֵי נִרְגָּן כְּמִתְלַהֲמִים וְהֵם יָרְדוּ חַדְרֵי בָטֶן
Слова жалобщика пронзительны (зажигают), и (они) нисходят в глубину чрева.
Злоязычие — запрет из Торы. Когда один говорит «злоязычие» или сплетни о других — то эти слова убивают троих. Того, кто говорит. Того о ком говорят. И того, кто слушает. Слова, которые обижают человека — превращаются у него в голове в эмоцию, а эмоция переходит в тело. Негативные эмоции причина многих заболеваний. Они снижают иммунитет и человек может заболеть чем угодно.
- Урок №288, отрывки 20-22:
כֶּסֶף סִיגִים מְצֻפֶּה עַל חָרֶשׂ שְׂפָתַיִם דֹּלְקִים וְלֶב רָע
Нечистое серебро, наложенное на глиняный (сосуд), – пламенные уста и злое сердце.
Слова передают 7% от информационного потока. Если у человека в сердце зло или обида — то через хорошие и правильные слова может передаваться зло и негативные эмоции.
בִּשְׂפָתָו \{בִּשְׂפָתָיו\} יִנָּכֵר שׂוֹנֵא וּבְקִרְבּוֹ יָשִׁית מִרְמָה
Устами он отдаляется от ненависти, в душе своей замышляет он коварство.
Царь Соломон предупреждает нас о возможном двуличии людей. Бывает, что человек в говорит мягко и красиво, «давит на жалость». А сам в это время замышляет зло.
כִּי יְחַנֵּן קוֹלוֹ אַל תַּאֲמֶן בּוֹ כִּי שֶׁבַע תּוֹעֵבוֹת בְּלִבּוֹ
Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.
Это очень похоже на людей, в наркотической зависимости, которые обманывают всех вокруг себя. Или на аферистов профессиональных, которые через жалость обманывают кого-угодно.
תִּכַּסֶּה שִׂנְאָה בְּמַשָּׁאוֹן תִּגָּלֶה רָעָתוֹ בְקָהָל
(Чья) ненависть прикроется лестью – откроется злоба его всенародно.
Но если в сердце у человека ненависть, то это откроется в любом случае. Всё, что скрыто рано или поздно выходит наружу.
כֹּרֶה שַּׁחַת בָּהּ יִפֹּל וְגֹלֵל אֶבֶן אֵלָיו תָּשׁוּב
(Кто) роет яму, в нее упадет; а (кто) катит камень, к тому (он) воротится.
Закон «кармы». Что посеешь — то и пожнешь. Мера, которой человек меряет другим людям — отмеряют ему с Небес. Причиной событий, которые происходят с человеком, является он сам.
- Урок №289, отрывки 23-27:
לְשׁוֹן שֶׁקֶר יִשְׂנָא דַכָּיו וּפֶה חָלָק יַעֲשֶׂה מִדְחֶה
Лживый язык ненавидит сокрушаемых им, и льстивые уста делают (подготавливают) падение.
Речь человека и внутри и снаружи — причина всех его решений. Отношения с окружающими людьми тоже строится через речь. В этой главе Царь Соломон предупредил нас о том, что нельзя верить словам. Даже если они звучат у тебя в голове. Возможно, это твоё «Злое Начало» говорит с тобой?
Эта глава чисто прошла скомпанована в одну мысль. Мне понравилось.Сколько их будет не знаю, но птичка по зернышку клюет. Удачи рэб Ицхак. Начало положено » אל תתהלל ביום מחר