Мишлей | Глава 27. Перевод с комментариями
Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим
אַל תִּתְהַלֵּל בְּיוֹם מָחָר כִּי לֹא תֵדַע מַה יֵּלֶד יוֹם
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит день.
МАЛБИМ: Удары жизни появляются каждое мгновение. Ты не можешь хвалиться тем, что сделаешь завтра. Потому что даже то, что появляется сегодня, неизвестно тебе. Завтрашний день — он не твой.
А для тех, кто читал Булгакова — «Аннушка уже разлила масло…»
יְהַלֶּלְךָ זָר וְלֹא פִיךָ נָכְרִי וְאַל שְׂפָתֶיךָ
Пусть хвалит тебя другой, а не язык твой, – чужой, а не уста твои.
Когда человек сам себя хвалит — это работает против него. Когда его хвалят другие люди — то это похвала настоящая. Тот, кто гонится за почетом — почет убегает от него. Тот, кто убегает от почета — почет гонится за ним.
כֹּבֶד אֶבֶן וְנֵטֶל הַחוֹל וְכַעַס אֱוִיל כָּבֵד מִשְּׁנֵיהֶם
Тяжел камень и весом песок, но гнев грешника тяжелее обоих.
Физическая тяжесть действует только в момент, когда ты её несешь. Гнев разрушает сейчас, рушит вокруг отношения и вызывает гнев Бога на человека.
אַכְזְרִיּוּת חֵמָה וְשֶׁטֶף אָף וּמִי יַעֲמֹד לִפְנֵי קִנְאָה
Гнев – лютость, и ярость – разлив, но кто устоит против ревности?
Здесь приводятся разновидности гнева и их проявления. Жестокость, гнев внутренний без внешнего выражения, гнев внешний с ярким выражением.
И самое сильное — это месть (или зависть). Слово «кина» можно перевести и как «месть» и как «зависть». Если это месть — то почему это сильнее всего? Потому что человек себя не контролирует вообще. Как Пинхас пошел убивать главу колена Шимона вообще не думая о последствиях.
А почему зависть сильнее всего? Потому что она как яд или ржавчина разъедает человека изнутри. Гнев выражается и затухает. А зависть тлеет долго и отравляет жизнь.
טוֹבָה תּוֹכַחַת מְגֻלָּה מֵאַהֲבָה מְסֻתָּרֶת
Лучше открытое обличение, от скрытой любви.
Тот кого Бог любит — того он и увещевает (наказывает для исправления). Тоже самое в отношения с людьми. Часто бывает, что человек делает замечания тому, кого любит. Для его исправления и улучшения. Очень важно понимать, с каким намерением сделаны замечания.
נֶאֱמָנִים פִּצְעֵי אוֹהֵב וְנַעְתָּרוֹת נְשִׁיקוֹת שׂוֹנֵא
Полезны раны от любящего, и лживы поцелуи врага.
Даже раны, полученные от человека, который тебя любит и с намерением тебе помочь — лучше, чем лживые поцелуи врага, который хочет твоей смерти. Раньше родители били детей с целью их воспитания.
נֶפֶשׁ שְׂבֵעָה תָּבוּס נֹפֶת וְנֶפֶשׁ רְעֵבָה כָּל מַר מָתוֹק
Душа сытая попирает и соты (самая вкусная еда того времени), а душе голодной все горькое, сладко.
От любого удовольствия наступает пресыщение. Оно перестает радовать. Процесс получения счастья происходит от того, что человек достигает желаемое. Чем больше трудностей для достижения — тем желаннее награда. А если уже есть и в неограниченном количестве — оно перестает быть желанным. Поэтому богатство и пресыщение лишает человека радостей жизни.
כְּצִפּוֹר נוֹדֶדֶת מִן קִנָּהּ כֵּן אִישׁ נוֹדֵד מִמְּקוֹמוֹ
Как птица, покидающая свое гнездо, так человек, покидаюший место свое.
Птица стремится вернуться в своё гнездо. Человек привыкает к месту. Это простое объяснение. А глубже — где находится человек? Где его тело? Или где его мысли? Или где его Душа? Душа человека стремится вернуться к своему источнику. К БОГУ. Поэтому человек никогда не испытывает полного удовлетворения. Даже когда всё хорошо… Есть ощущение, что чего-то не хватает.
שֶׁמֶן וּקְטֹרֶת יְשַׂמַּח לֵב וּמֶתֶק רֵעֵהוּ מֵעֲצַת נָפֶשׁ
Масть и курения радуют сердце, а сладость друга – в задушевном совете.
У человека есть удовольствия разных уровней. Физические — это еда и питье. А духовные — это запахи и курение дымов. В то время знали, какие травы воскурять и это было распространенной практикой. А масла смешивали с какими-то благовониями и ими натирались. И второе удовольствие, которое находится между духовным и физическим — советы друга. Внимание друга.
רֵעֲךָ וְרֵעַה \{וְרֵעַ\} אָבִיךָ אַל תַּעֲזֹב וּבֵית אָחִיךָ אַל תָּבוֹא בְּיוֹם אֵידֶךָ טוֹב שָׁכֵן קָרוֹב מֵאָח רָחוֹק
Друга твоего и друга отца твоего не покидай и в дом брата твоего не ходи в день бедствия твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.
Друг познается в беде. Поэтому если уже есть у тебя или у твоего отца проверенные друзья — цени их очень сильно.
Брат (кровное родство) — не обязательно поддержит тебя в день бедствия. Генетическая связь с братом может быть слабее, чем дружба. Связь «родители-дети» намного сильнее и о ней тут не говорится.
Сосед оказывает на твою жизнь большее влияние, чем далёкие родственники.
חֲכַם בְּנִי וְשַׂמַּח לִבִּי וְאָשִׁיבָה חֹרְפִי דָבָר
Будь мудр, сын мой, и порадуй сердце мое, и я дам отпор поносителю своему.
Царь Соломон говорит своему сыну (и нам, как своим ученикам), что главное это изучать мудрость. И только она обеспечивает радость в жизни и безопасность.
עָרוּם רָאָה רָעָה נִסְתָּר פְּתָאיִם עָבְרוּ נֶעֱנָשׁוּ
Разумный видит зло и укрывается, а глупые преступают и наказываются.
В этом суть мудрости и знания. Увидеть даже скрытое зло. Подумать на несколько шагов вперед. А глупость, которая лежит в основе греха — одношаговые действия. Увидел — захотел — сделал и потом приходит расплата.
- Урок №296, отрывки 11-12:
קַח בִּגְדוֹ כִּי עָרַב זָר וּבְעַד נָכְרִיָּה חַבְלֵהוּ
Возьми его платье, так как он поручился за чужого, и за сторонних возьми у него залог.
Здесь речь идет о том, кто поручается за других. Это иллюстрация предыдущего отрывка. Человек за себя не может поручиться, что он завтра будет делать и думать. Стать гарантом для кого-то — это и есть «глупость», которая наказывается. Разумный подход заключается в том, чтобы понять, что другой человек может сделать всё, что угодно. И за него нельзя поручаться, так как он сам зависит от множества других людей.
מְבָרֵךְ רֵעֵהוּ בְּקוֹל גָּדוֹל בַּבֹּקֶר הַשְׁכֵּים קְלָלָה תֵּחָשֶׁב לוֹ
Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – (как) проклятье зачтется ему.
Еще один пример того, что казалось бы хорошее действие — «благословлять громко ближнего своего», может стать проклятием.
Например, кто то занял тебе деньги. Ты всем об этом рассказал и на утро к нему пришли просить деньги еще 10 человек. Он не может им дать и они обиделись на него. Получилось, что то, что ты громко начал рекламировать его доброту — повредило ему.
- Урок №297, отрывки 13-14:
דֶּלֶף טוֹרֵד בְּיוֹם סַגְרִיר וְאֵשֶׁת מִדְוָנִים \{מִדְיָנִים\} נִשְׁתָּוָה
Беспрерывная капель в дождливый день и сварливая жена – одинаково.
Капель с крыши в дождливый день мешает и раздражает. Сварливая жена — равна этой капели. И мудрецы разошлись во мнениях, что значит «одинаково». Есть такие, которые считают, что «одинаково» — это точно так же раздражает.
А есть которые говорят, что «дождь то идет — то нет. А сварливая жена — одинаково сварлива каждый день». То есть хуже, чем дождь.
צֹפְנֶיהָ צָפַן רוּחַ וְשֶׁמֶן יְמִינוֹ יִקְרָא
Кто (хочет) скрыть ее, тот (хочет) скрыть ветер и масло в правой руке своей, дающее знать о себе.
Этот отрывок объясняет предыдущий. Что скрыть дождь невозможно и женщину сварливую тоже. Она будет всё время выдавать своё недовольство.
בַּרְזֶל בְּבַרְזֶל יָחַד וְאִישׁ יַחַד פְּנֵי רֵעֵהוּ
Железо железо острит, а человек формируется от друга своего.
Раньше точили ножи друг об друга. В общении или в изучении Торы — люди сталкиваются мнениями и вопросами. Чем умнее и острее умом твой собеседник, даже если вы спорите — формируется интеллект у обоих. С кем поведешься — от того и наберешься.
В Пиркей Авот сказано: Пусть будет твой дом домом собрания для мудрецов. И пылись в прахе их ног. И с жадностью пей их слова.
- Урок №298, отрывки 15-17:
נֹצֵר תְּאֵנָה יֹאכַל פִּרְיָהּ וְשֹׁמֵר אֲדֹנָיו יְכֻבָּד
(Кто) стережет инжир, будет есть плоды его; и (кто) бережет господина своего, будет почитаем.
В этом мире главным «инструментом» развития является внимание человека. Куда он уделяет внимание — туда и идёт его жизненная сила. Поэтому, если говорить про плоды земные — то следишь за инжиром — будешь есть инжир. А в духовном мире — бережешь Господина (БОГА и свои с Ним взаимоотношения) -будешь почитаем.
Как написано в Пиркей Авот: Почитающий Тору — тело его будет почитаемо людьми.
כַּמַּיִם הַפָּנִים לַפָּנִים כֵּן לֵב הָאָדָם לָאָדָם
Как (в) воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.
Человек смотрит на себя в воду и видит своё отражение. Отношение людей к человеку — следствие его поступков и мыслей по отношению к ним. Сердце — основная часть в человеке. В физическом плане — кровь приходит и выходит. Сердце качает кровь. В духовном плане — сердцем называется всё мышление человека. Как сказано — Много мыслей в сердце человека, а замысел Бога исполнится.
Значит, в сердце есть мысли.
- Урок №299, отрывки 18-19:
שְׁאוֹל וַאֲבַדֹּה \{וַאֲבַדּוֹ\} לֹא תִּשְׂבַּעְנָה וְעֵינֵי הָאָדָם לֹא תִשְׂבַּעְנָה
Преисподняя и Ад – ненасытимы, и глаза человека ненасытимы.
Могила и АД (для грешников) никогда не наполняются. Пока живы люди — они будут умирать и грешить. А почему здесь глаза? Потому что глаза источник и причина греха. Как говорится в Шма Исраэль: И не будете блуждать влекомые сердцем и глазам…
Глаза видят, сердце хочет и руки ноги делают…
Человек так устроен, что пока он жив — он что-то хочет.И никогда нет у него полного насыщения. Потому что то, что он видит — он снова хочет. И из-за этого делают люди обычно преступления. А первое преступление человек сделал, когда женщина увидело плод Дерева Познания Добра и Зла. И сказала она: Плод этот приятен для глаз.
מַצְרֵף לַכֶּסֶף וְכוּר לַזָּהָב וְאִישׁ לְפִי מַהֲלָלוֹ
Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, и человек – по мере славы своей.
Для очищения серебра от примесей используют печь. Для золота — более горячую печь. Чем более ценный метал, тем большую температуру надо использовать для его очищения. Также и человек. Чем больше у него славы — тем больше на него внимания с Небес. И поэтому Цадиков судят за малейшие проступки. Про мудрецов Торы сказано, что неосознанные ошибки им засчитываются, как осознанные грехи.
- Урок №300, отрывки 20-21:
אִם תִּכְתּוֹשׁ אֶת הָאֱוִיל בַּמַּכְתֵּשׁ בְּתוֹךְ הָרִיפוֹת בַּעֱלִי לֹא תָסוּר מֵעָלָיו אִוַּלְתּוֹ
Если (даже) будешь толочь грешника-скептика в ступе между крупою пестом, не отстанет от него глупость его.
Грешник-скептик не верит в БОГА и сомневается в награде и наказании. Поэтому любые наказания он объясняет, как случайность. И страдания не заставляют его пересмотреть свои поступки и сделать тшуву (раскаяние). Он продолжает грешить и объяснять свои страдания чужими ошибками, а не своими грехами.
יָדֹעַ תֵּדַע פְּנֵי צֹאנֶךָ שִׁית לִבְּךָ לַעֲדָרִים
Знай хорошо вид овец твоих, обращай внимание на стада,
Здесь говорится о том, что занимаясь бизнесом надо внимательно относиться к людям. Нельзя доверять свой бизнес советникам. И нельзя обижать своих рабочих. Бизнес — это огромное «минное поле», где очень легко ошибиться и навредить себе.
- Урок №301, отрывки 22-23:
{\כִּי לֹא לְעוֹלָם חֹסֶן וְאִם נֵזֶר לְדוֹר ָדוֹר \{וָדוֹר
Ибо не навеки богатство, и разве корона из рода в род?
Главное в человеке — это соотношение заповедей и нарушений. Добрых и злых дел. Помощи людям и жестокости по отношению к ним. Если мы посмотрим, то очень мало семей и династий сумели сохранить своё богатство на несколько поколений. Практически все европейские евреи погибли в Катастрофе. 6 млн людей, которые хотели жить. У них забрали всё и не осталось даже наследников. И так было в каждом поколении. Ни Наполеон Бонапарт ни Александр Македонский не оставили наследником. Исчезли и Древний Рим и Древняя Греция. И во Франции уже нет королей…. И в России.
גָּלָה חָצִיר וְנִרְאָה דֶשֶׁא וְנֶאֶסְפוּ עִשְּׂבוֹת הָרִים
Пробились всходы, и является зелень, и соберут травы горные:
А еда для простых людей будет всегда. Тот, кто гонится за славой и богатством — часто пролетает мимо того и другого. И платит за свои попытки очень дорого.
«Сон земледельца сладок и приятен, а богатство не дает владельцу уснуть» (Коэлет)
כְּבָשִׂים לִלְבוּשֶׁךָ וּמְחִיר שָׂדֶה עַתּוּדִים
(Будут) овцы – для одежды твоей, и козлы – на покупку поля;
Продолжение этой же мысли. Все наши Праотцы и Моше Рабейну и Царь Давид — были пастухами. И не особо переживали за богатство. Когда надо было — Бог всё им давал. Например Ицхаку в один из неурожайных годов БОГ дал урожай в 100 раз больше, чем обычно.
וְדֵי חֲלֵב עִזִּים לְלַחְמְךָ לְלֶחֶם בֵּיתֶךָ וְחַיִּים לְנַעֲרוֹתֶיךָ
И довольно козьего молока для пищи твоей, для пищи дома твоего и на пропитание служанкам твоим.
Эта же мысль завершается хорошим советом для здоровья. Козье молоко — самое полезное.
- Урок №302, отрывки 24-27:
Если не получается провести урок,отложи. Но береги себя,я думаю ты не по своей прихоти полетел в Турцию.