Поделиться

Мишлей | Глава 28. Перевод с комментариями

Мишлей перевод главы

Мишлей | Глава 28. Перевод с комментариями

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

נָסוּ וְאֵין רֹדֵף רָשָׁע וְצַדִּיקִים כִּכְפִיר יִבְטָח

1. Бегут злодеи, и никто не гонится (за ними), а праведные уверенны, как львы.

Злодей чувствует приближение наказания и поэтому ему страшно. Из-за своего зла он не может надеяться на защиту БОГА. Поэтому приходится всё время защищаться и убегать (или нападать). Например царь Ахашверош в Мегилат Эстер или любой другой тиран. На него устраивают заговоры и нападения. И даже если их нет в реальности — то его паранойя их выдумывает. Праведник уверен в защите БОГА.

בְּפֶשַׁע אֶרֶץ רַבִּים שָׂרֶיהָ וּבְאָדָם מֵבִין יֹדֵעַ כֵּן יַאֲרִיךְ

2. При греховности страны много властелинов в ней, а при муже разумном (и) знающем она будет долговечна.

Чем больше злодейства делает правитель тиран, тем больше ему надо ставить надсмотрщиков над народом. При мудром правителе — власть будет долговечна. Царь Соломон например был царем 40 лет. А сын его уже через год потерял большую часть царства.

  • Урок №303, отрывки 1-2:


גֶּבֶר רָשׁ וְעֹשֵׁק דַּלִּים מָטָר סֹחֵף וְאֵין לָחֶם

3. Человек бедный и притесняющий неимущих – (то же, что) проливной дождь, а хлеба нет.

Когда давление правителя деспота и его окружения на народ переходит меру терпения — происходит восстание. Восставшие обычно становятся еще большими тиранами. Это подтвердили все революции, которые заканчиваются террором. «Бедные притесняют неимущих» — это о коммунизме и СССР. Это как проливной дождь, от которого ждут пользу. А он смывает все насаждения и семена из земли.

עֹזְבֵי תוֹרָה יְהַלְלוּ רָשָׁע וְשֹׁמְרֵי תוֹרָה יִתְגָּרוּ בָם

4. Оставляющие Тору хвалят злодея, а соблюдающие Тору негодуют на них.

Здесь точно описывается коммунистическая революция. Евреи, которые оставили Тору — прославляли коммунистов. Они организовали евсекцию и устраивали гонения на соблюдающих Тору и Заповеди.
А те, кто соблюдал Тору — приравнивали коммунизм к идолопоклонству. Они шли в тюрьмы и лагеря, за то, что продолжали изучать и соблюдать Тору.
Это было еще в то время, когда древние греки и потом римляне захватывали Израиль. Были такие евреи, которые прославляли культуру захватчиков, а соблюдающие Тору с ними воевали. И всегда. ВСЕГДА ПОБЕЖДАЛИ)))

  • Урок №304, отрывки 3-4:


אַנְשֵׁי רָע לֹא יָבִינוּ מִשְׁפָּט וּמְבַקְשֵׁי יְדֹוָד יָבִינוּ כֹל

5. Злодеи не понимают правосудия, а ищущие БОГА понимают все.

Злодеи не верят и не знают законов Бога. Они не понимают, что всё зло, которое человек совершает — к нему и возвращается. Тех евреев, которые участвовали в коммунистическом терроре — убили при Сталине. Их главаря Льва Троцкого — изгнали, а потом убили ледорубом в Мексике.
Так произошло со всеми, кто был в евсекции и делал зло.

טוֹב רָשׁ הוֹלֵךְ בְּתֻמּוֹ מֵעִקֵּשׁ דְּרָכַיִם וְהוּא עָשִׁיר

6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели идущий кривыми путями, хотя он и богат.

Надо смотреть куда и как идет человек. Потому что тот, кто идет к неправильной цели — может быть наказан с Небес. И тот, кто действует неправильно тоже. И в данный момент времени может оказаться, что один бедный, а второй богатый. Но эти два статуса очень быстро меняются. В зависимости от целей и способов их достижения.

נוֹצֵר תּוֹרָה בֵּן מֵבִין וְרֹעֶה זוֹלְלִים יַכְלִים אָבִיו

7. Хранит Тору сын разумный, а (кто) дружит с прожорливыми, срамит отца своего.

Здесь Царь Соломон объясняет на примерах, что такое правильная цель и что такое правильные и неправильные действия. Хранить Тору — это правильная цель и правильные действия. Дружить с обжорами — это позорить себя и отца своего. Потому что в Торе написано, что надо убить «сына свернувшего с пути, обжору и пьяницу». Почему? Потому что этот путь приводит к грабежу и убийству. Так такому лучше не рождаться.

מַרְבֶּה הוֹנוֹ בְּנֶשֶׁךְ וְבתַרְבִּית \{וְתַרְבִּית\} לְחוֹנֵן דַּלִּים יִקְבְּצֶנּוּ

8. Умножающий богатство свое процентами и ростом собирает его для милующего бедных.

В этом отрывке снова объясняется, что значит правильный и неправильный путь. Тот, кто богатеет раздавая деньги под проценты (что запрещено Торой) — в конце концов всё потеряет. А тот, кто занимает без процентов бедным (жалеет их и помогает) — тот в будущем разбогатеет.

מֵסִיר אָזְנוֹ מִשְּׁמֹעַ תּוֹרָה גַּם תְּפִלָּתוֹ תּוֹעֵבָה

9. Кто отклоняет ухо свое от слушания (изучения) Торы – даже молитва его мерзость.

Изучение Торы — самая важная заповедь из всех. Она поднимает и создает человека. Без Торы невозможно воспринимать и понимать мир, БОГА и заповеди.
Поэтому человек, который бросает изучение Торы для молитвы — его молитва не принимается на Небесах.

מַשְׁגֶּה יְשָׁרִים בְּדֶרֶךְ רָע בִּשְׁחוּתוֹ הוּא יִפּוֹל וּתְמִימִים יִנְחֲלוּ טוֹב

10. Совращающий прямодушных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Человек выбирает путь по которому действовать. Дальше он влияет на окружающих своими действиями. Тот, кто выбрал зло — в любом случае распространяет своё влияние. Что посеешь — то и пожнёшь. Поэтому, создатель и распространитель зла — в итоге получает зло. Преступников убивают другие преступники. Создатели преступных сообществ — попадают в тюрьмы. «Непорочные унаследуют добро» — это говорится про Мордехая, который унаследовал дом Амана злодея.

חָכָם בְּעֵינָיו אִישׁ עָשִׁיר וְדַל מֵבִין יַחְקְרֶנּוּ

11. Мудр в глазах своих человек богатый, но умный бедняк исследует.

Когда человек совершает ошибку или грех — он включает процесс суда и наказания. Обычно наказание за ошибку или грех приходит в виде потерь, неприятностей, болезней. Богатый человек не чувствует страданий. Для него потери не важны. Болезни он лечит у лучших врачей. Поэтому ему кажется, что он всё делает правильно. Он мудрый в своих глазах и не сомневается. Потому что вокруг много льстецов и возможностей для решения проблем.
Бедный человек не защищен от самых обычных проблем. Любая финансовая потеря для него существенна. Он чувствует любое страдание остро. Поэтому он начинает исследовать свои пути. Искать ошибку.

בַּעֲלֹץ צַדִּיקִים רַבָּה תִפְאָרֶת וּבְקוּם רְשָׁעִים יְחֻפַּשׂ אָדָם

12. Когда торжествуют праведники, велика слава, но когда возвышаются нечестивые, прячется человек.

Менталитет общества определяет, что является почетным и уважаемым. Где то люди гордятся тем, что платят налоги и живут честно. Где то это считается признаком глупости. Когда в стране уважают и почитают праведников — то это свидетельствует о высоком уровне страны. Когда к власти приходят злодеи — как это было например в СССР или в Германии, то людям (честным и соблюдающим Заповеди БОГА) — приходится прятаться.

מְכַסֶּה פְשָׁעָיו לֹא יַצְלִיחַ וּמוֹדֶה וְעֹזֵב יְרֻחָם

13. Скрывающий свои преступления не будет иметь удачи, а кто сознается и оставляет (их), тот будет помилован.

Как говорил Царь Соломон: «7 раз упадет праведник и встанет». Каждый человек может ошибиться и даже согрешить, важно как он к этому относится. Если осознает и раскаивается и решает больше так не делать — то ему будет прощено с Небес. Если скрывает: от себя в первую очередь и не осознает свои грехи, как грехи — то это путь в «никуда». Удачи не будет.

אַשְׁרֵי אָדָם מְפַחֵד תָּמִיד וּמַקְשֶׁה לִבּוֹ יִפּוֹל בְּרָעָה
  1. Счастлив  человек, который всегда страшится (пугает себя); а ожесточающий сердце свое попадет в беду.
Есть глагол «боится» и есть «пугает себя» (когда можно не бояться). Бояться плохо. Страх показывает, что есть у человека грехи. Как в 1 отрывке 28 главы «бежит злодей и никто за ним не гонится».
Праведник находится под защитой Бога. Но ему надо себя пугать. Чтобы не согрешить в будущем. Чтобы быть осторожным.
Бояться надо Бога. Такой страх отдаляет человека от преступлений.
Как в главе «Ваишлах» написано: Испугался Яаков и стало ему страшно.
Малбим объясняет: Почувствовал, что испугался и стало ему страшно (от того, что испугался. Он подумал, что у него есть какие-то грехи. И Бог снимет с него свою защиту).
אֲרִי נֹהֵם וְדֹב שׁוֹקֵק מוֹשֵׁל רָשָׁע עַל עַם דָּל
  1. Лев рыкающий и медведь рычит – властитель злодей над народом бедным.
Лев рычит, когда у него нет еды. И медведь тоже рычит по своему, когда голодный. Такие же (разрывающие народ и не думающие о будущем) — властители злодеи. У богатых есть что забрать и властители не злодеи накладывают налоги на богатых. Властители злодеи — крадут бедных.
נָגִיד חֲסַר תְּבוּנוֹת וְרַב מַעֲשַׁקּוֹת שׂנֵאי \{שׂנֵא\} בֶצַע יַאֲרִיךְ יָמִים
  1. Правитель неразумный – (также) и большой притеснитель; ненавидящий корысть будет долго жить.
В человеке, который получает власть — сразу усиливаются его качества. И если он был жадный — то он начинает воровать себе миллиарды и не может остановиться. Жадность закрывает ему глаза и он начинает забирать у богатых. Для того, чтобы забрать он садит их в тюрьму. Кто останется на свободе и будет жить долго? Тот кто ненавидит деньги. Значит у него их не будет и он будет жить долго.
אָדָם עָשֻׁק בְּדַם נָפֶשׁ עַד בּוֹר יָנוּס אַל יִתְמְכוּ בוֹ
  1. Человек, преследуемый за убийство, будет бегать до могилы, (и) никто не поддержит его,
Убийца до дня смерти будет чувствовать страх, что мстители за них гонятся и прийдут. Никто не поддержит его (из нормальных людей) только такие же убийцы. Пример убийца Эйхман.  Он бегал с 1945 года до 1961…
15 декабря 1961 Эйхману зачитали смертный приговор, признав его виновным в преступлениях против еврейского народа, против человечества и военным преступником.
הוֹלֵךְ תָּמִים יִוָּשֵׁעַ וְנֶעְקַשׁ דְּרָכַיִם יִפּוֹל בְּאֶחָת
  1. Ходящий непорочно спасен будет, а ходящий кривыми путями упадет на одном (из них).
У человека есть противоположные  качества: ленивый -быстрый, скромный-гордый, жадный -расточительный.
Идеалом является «золотая середина» в среднем и знание когда точно надо применить какое из крайних качеств.
Тот, кто это умеет делать называется «непорочный», а тот, кто имеет искривления — обязательно где-то упадет.
עֹבֵד אַדְמָתוֹ יִשְׂבַּע לָחֶם וּמְרַדֵּף רֵקִים יִשְׂבַּע רִישׁ
  1. Возделывающий землю свою будет сыт хлебом, а кто гонится за пустым, тот насытится бедностью.
Этот отрывок иллюстрация предыдущего. Качество трудолюбие и стремление зарабатывать — хорошее качество. Но приложенное к «погоне за пустым» — приводит к бедности.

אִישׁ אֱמוּנוֹת רַב בְּרָכוֹת וְאָץ לְהַעֲשִׁיר לֹא יִנָּקֶה

20. Человек верный богат благословениями; а кто торопится разбогатеть, тот не останется ненаказанным.

הַכֵּר פָּנִים לֹא טוֹב וְעַל פַּת לֶחֶם יִפְשַׁע גָּבֶר

21. Лицеприятствовать нехорошо, ибо из-за куска хлеба согрешит человек.

נִבֳהָל לַהוֹן אִישׁ רַע עָיִן וְלֹא יֵדַע כִּי חֶסֶר יְבֹאֶנּוּ

22. Падок на богатство человек скаредный, и не ведает он, что нужда постигнет его.

מוֹכִיחַ אָדָם אַחֲרַי חֵן יִמְצָא מִמַּחֲלִיק לָשׁוֹן

23. Обличающий человека впоследствии больше понравится (ему), чем льстящий языком.

גּוֹזֵל אָבִיו וְאִמּוֹ וְאֹמֵר אֵין פָּשַׁע חָבֵר הוּא לְאִישׁ מַשְׁחִית

24. Кто обирает отца своего и мать свою и говорит: «(Это) не грех», тот товарищ губителю.

רְחַב נֶפֶשׁ יְגָרֶה מָדוֹן וּבוֹטֵחַ עַל יְדֹוָד יְדֻשָּׁן

25. Алчная душа разжигает ссору, а потучнеет уповающий на Г-спода.

בּוֹטֵחַ בְּלִבּוֹ הוּא כְסִיל וְהוֹלֵךְ בְּחָכְמָה הוּא יִמָּלֵט

26. Кто полагается на сердце свое, тот глуп и грешит, а кто ходит в Божественной мудрости, тот спасется.

Как известно из Торы: Бог создал «сердце человека плохим с детства». Что имеется ввиду? Животная сущность, которая существует с момента рождения. Затем на эту животную сущность надевается интеллект (знания о мире) и затем знание Торы (знание о Создателе и о ЕГО законах о Добре и Зле). И тут включается выбор. «Сердце» (подсознание) заполнено картинками, которые тянут человека к удовольствиям. Секс, еда, алкоголь, зависть. Если человек идет по «велению своего сердца» за желаниями — то это путь к греху и глупости. Особенно сегодня, когда «сердце» программируют маркетологи через СМИ.
Божественная Мудрость — это как математика. Ничего привлекательного. Даже увидеть награду (вечная жизнь и РАЙ) невозможно. Просто ВЕРА, что так правильнее и лучше. Вот такую «игру» нам предложил БОГ. Выбирай….. Или кайф или спасешься.

נוֹתֵן לָרָשׁ אֵין מַחְסוֹר וּמַעְלִים עֵינָיו רַב מְאֵרוֹת

27. У дающего бедному не будет недостатка, а кто прячет глаза свои, на том много проклятий.

Продолжение «квеста» для верующих людей. Дай деньги бедному и на тебе будет благословение. А не дашь — будет проклятие. Животная натура говорит — наоборот!!! Не давай ему денег. У тебя станет меньше! А Тора говорит — наоборот. Отдай ему…. — и БОГ тебя благословит. Веришь?
Так БОГ проверял Праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова. Так БОГ проверял евреев при выходе из ЕГИПТА.. «Зайдешь в море? Не пришел МОШЕ во время… Сделаешь тельца? Зайдете в Землю Израиля?» Вера в БОГА — это выбор.

בְּקוּם רְשָׁעִים יִסָּתֵר אָדָם וּבְאָבְדָם יִרְבּוּ צַדִּיקִים

28. При возвышении нечестивых скрывается человек, а при гибели их становится больше праведников.

Эту закономерность мы можем наблюдать по последним 100 годам. Поднялась в России власть атеистов — и они бросали в тюрьмы верующих людей. Приходилось скрывать свою веру. За это садили в тюрьмы!!! Но когда исчезла «империя зла» простояв всего 70 лет — любой думающий человек может стать праведником. Ведь это же удивительно, как БОГ разрушил эту «империю зла». Или «третий рейх, который пришел на 1000 лет» — а простоял 12 лет. И нацисты, чтобы стерлись их имена — были повешены, как 10 сыновей Амана-злодея, который хотел уничтожить евреев 2500 лет назад.
Как после таких событий не стать праведником? Как не увидеть, что зло ВСЕГДА БЫВАЕТ НАКАЗАНО? Но временно злодеи иногда преуспевают. Что для Бога 10 лет? Секунда…..

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com