Поделиться

Мишлей | Глава 29. Перевод с комментариями

Мишлей перевод главы

Мишлей | Глава 29. Перевод с комментариями

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

אִישׁ תּוֹכָחוֹת מַקְשֶׁה עֹרֶף פֶּתַע יִשָּׁבֵר וְאֵין מַרְפֵּא
  1. Человек, (заслуживающий) обличений, ожесточает выю (упорствует) – вдруг будет сокрушен, без исцеления.
Когда БОГ хочет помочь человеку исправить грех — вначале идет обличение. Информационное увещевание по поводу греха. Оно приходит от кого-то из окружения. Если человек не слышит, не обращает внимания — то может прийти вторая стадия: страдания. Если человек продолжает упорствовать — то надежды на исправление греха нет и «вдруг» (после многих предупреждений)  происходит «сокрушение».
בִּרְבוֹת צַדִּיקִים יִשְׂמַח הָעָם וּבִמְשֹׁל רָשָׁע יֵאָנַח עָם
  1. При возвышении праведных веселится народ; а при господстве нечестивого народ стенает.
Праведники могут управлять коллективно. Это может быть парламент или сенат. Но злодей правит единолично. Все диктаторы правят единолично и через террор.
אִישׁ אֹהֵב חָכְמָה יְשַׂמַּח אָבִיו וְרֹעֶה זוֹנוֹת יְאַבֶּד הוֹן
  1. Человек, любящий мудрость, радует отца своего, а кто дружит с блудницами, тот расточает богатство.
Человек может тянуться или к знаниям и духовности, или к разврату. Духовный рост радует БОГА, а тяга к разврату приводит к потере и духовного и материального уровня.
מֶלֶךְ בְּמִשְׁפָּט יַעֲמִיד אָרֶץ וְאִישׁ תְּרוּמוֹת יֶהֶרְסֶנָּה
  1. Царь правосудием утверждает страну, а муж собирающий цдаку (трумот) разоряет ее.
В народе Израиля была царская власть (суд) и власть священников (собирали трумот и десятину). Если власть священников перестает честно переводить все деньги в духовность — например, они начинают собирать деньги для своего собственного обогащения, как было во Втором Храме — то народ и государство Израиль рушатся. Потому что могут существовать только на честном и справедливом суде и милосердии.
גֶּבֶר מַחֲלִיק עַל רֵעֵהוּ רֶשֶׁת פּוֹרֵשׂ עַל פְּעָמָיו
  1. Человек, льстящий ближнему своему, расстилает сеть ногам его.
Это путь злодеев и совратителей идти через лесть, чтобы втереться в доверие. Это похоже на то, как ловили раньше птиц и зверей. Сыпали еду и потом цепляли животное сетью.
בְּפֶשַׁע אִישׁ רָע מוֹקֵשׁ וְצַדִּיק יָרוּן וְשָׂמֵחַ
  1. В грехе человека злого – западня, а праведник воспоет и возвеселится.
Раби Ханина шел по дороге, на которой арад (полу-змея полу-варан) кусал и убивал людей. Он подошел к норе и засунул туда ногу. Арад укусил его и умер. Раби Ханина принес его в Бейт Мидраш (дом учения) и сказал: Не арад (яд) убивает. Грех убивает.
Людей убивает их грех. Праведник видит это и воспевает БОГА. Даже в самые тяжелые времена Раби Акива видел, что всё к лучшему. История с развалинами Храма.
יֹדֵעַ צַדִּיק דִּין דַּלִּים רָשָׁע לֹא יָבִין דָּעַת
  1. Праведник умеет (творить) суд обездоленным, злодей не постигает знания.
Праведник видит суть любого дела. И когда он видит ситуацию с обездоленными и бедными людьми — он понимает из-за чего она происходит.
Мишна 8-9 в Пиркей Авот в 5 главе рассказывает о духовных причинах несчастий, которые приходили на Землю Израиля и на народ.:

Мишна 8:

Семь видов бедствий постигают мир за семь главных грехов: если одни отделяют десятину, а другие не отделяют, — наступает голод от засухи, одни голодают, а другие сыты; если десятину не отделяют, — наступает голод из-за войны и засухи; если не отделяют халу, — наступает губительный голод. мор приходит на землю за то, что караемые по торе смертью не были преданы суду, и за плоды седьмого года. Меч опускается на землю за судебную волокиту, несправедливый суд и извращенное преподавание учения.

Мишна 9:

Нашествие хищных зверей — наказание за клятвы, произнесенные всуе, и осквернение имени Божьего. Изгнание — наказание за идолопоклонство. кровосмешение и прелюбодеяние. кровопролитие и за нарушение закона о седьмом годе. мор усиливается четыре раза: в четвертый год, в седьмой. На исходе седьмого года и ежегодно — на исходе праздника. В четвертый год — из-за десятины для бедных третьего года; в седьмой — из-за десятины для бедных шестого года; на исходе седьмого из-за плодов седьмого; ежегодно на исходе праздника — из-за присвоения даров для бедных.
А злодей ошибется даже в простом деле. Так как «грешит человек, только если в него вселится дух дурости».
אַנְשֵׁי לָצוֹן יָפִיחוּ קִרְיָה וַחֲכָמִים יָשִׁיבוּ אָף
  1. Люди кощунствующие возмущают город, а мудрые отвращают гнев.
В этом отрывке снова Царь Соломон обращает внимание на лидеров народа. Простой народ идёт за лидерами в своих убеждениях и делах. И раздача на город приходит из-за лидеров. Мудрые лидеры — убирают гнев БОГА на народ.
Талмуд (Йома 69а) рассказывает, что, когда войска Александра Македонского приближались к Иерусалиму и Храму угрожало разрушение, Шимон Ацадик, облачившись в одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. При виде праведника Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек». Штурм Иерусалима был отменен. В книге «Эрхей Атанаим» добавляется, что Алексадр попросил, чтобы в еврейском Храме был установлен его скульптурный портрет. Шимон Ацадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное, но он обещал Александру, что все коэны, которые родятся в этом году, будут названы в его честь именем Александр. С тех имя «Александр» стало частью еврейских имен.
и еще одна история времен разрушения Второго Храма. Как Рабан Йоханан Бен Заккай пытался спасти город от разрушения и не смог.
Ко времени начала великого восстания (66 г. н.э.) р. Иоханан бен Заккай был единственным оставшимся в живых учеником Гиллеля. Все политические группиров­ки, на которые раскололся тогда еврейский народ, видели в нем столп древнего учения, верховного хра­нителя Устного Закона.
Р. Иоханан бен Заккай, убедившись в невозможности войны с Римом, был против ее бессмысленного продол­жения. В самый разгар осады Иерусалима, когда ожес­точение зелотов дошло до крайних пределов, он не переставал призывать вожаков восстания к доброволь­ной сдаче города. И, если мы вспомним историю Иудей­ской войны, то поймем, что великий рабби обладал еще и незаурядным мужеством.
Да, Иоханан бен Заккай знал, что в отчаянном бес­страшии зелотов, в их свирепой решимости драться до последнего есть своя жуткая правда. Он лучше других помнил, как римские императоры два раза превращали Иудею в римскую провинцию и каждый раз увеличивали размеры податей, как Пилат для собственной потехи расставил идолов по улицам Иерусалима, ограбил хра­мовую казну и учинил в городе кровавую резню, как сумасбродный Калигула возжелал поставить свое изоб­ражение внутри Храма, как Куман положил мертвыми только в Иерусалиме 10 тысяч человек, кроме тысяч, умерщвленных в провинции, как Феликс и Фест наполнили страну убийствами и казнями, как гнусный Флор нагло выставлял свои преступления напоказ, открыто глумился над народом, предавал казням знатнейших евреев, громил рынки и мастерские, избивал тысячи людей безо всякого повода. Престарелый рабби хорошо ощущал боль своего народа: ни один праздник не про­ходил без массового кровопролития, евреи не были хозяевами Храма и города. Санхедрин не властен был судить и карать. Все учреждения, святыни и народное благосостояние зависели от прихоти императоров, кап­ризов их наложниц, произвола прокураторов, жадности целой своры римских чиновников, разнузданности каж­дого римского солдата. Первосвященники должны были накануне каждого Дня Искупления униженно вымаливать у римского чиновника свое священное облачение, да и сами эти бесчисленные и безликие первосвященники назначались прокураторами, и назначались не по дос­тоинству, а за все большие взятки.
Вожди зелотов проповедовали, что евреи должны по­виноваться только Единому Б-гу и Его Торе, что, ли­бо Царство Б-жие установится в Иудее, либо, как и много-много лет назад, Иерусалим превратится в гру­ду камней, и враг будет царствовать над пустыней.
Да, Иоханан бен Заккай хорошо знал все это. Но он был великий мудрец, и его ум, вооруженный Б-жественной Торой, проникал в области, недоступные воинст­венной душе зелота. Разве Царство Б-жие можно во­дворить мечом, а познание Б-га распространить силой оружия? Разве может ложь сделаться глашатаем исти­ны? Может ли демон зла указать людям дорогу к анге­лу добра? Пусть Эсав поднимает свой меч и напрягает свой лук, пусть славится Эдом силой своих мышц — Яаков должен уповать на Б-га, Израиль должен сла­вить Имя Творца! Что станет с нашим народом, если зелоты до конца сдержат свою страшную клятву? Что станет с нашей Торой?
Р. Иоханан бен Заккай решил рискнуть жизнью для спасения Торы. Сперва по всему Иерусалиму разнесся слух о его тяжелой болезни, а затем все в городе услышали горестную весть: «Бен Заккай скончался!»
Мертвое тело не должно находиться всю ночь в Свя­том Городе, где стоит Дом Б-жий. Останки р. Иоханана бен Заккая были пронесены через караулы его уче­никами Элиэзером и Иеошуа, и вскоре, вызвав немалое замешательство в римском стане, великий старец… поднялся из гроба и предстал перед Веспасианом.
Величественная фигура, серебряная седина учителя-мудреца произвели глубокое впечатление на римского полководца. А после того, как сбылось предсказание рабби Иоханана, сделанное им при первой встрече, и Веспасиан был провозглашен императором, он предо­ставил старцу возможность высказать любую просьбу и заранее обещал выполнить ее (было, впрочем, огово­рено, что просить об Иерусалиме нельзя). И тогда бен Заккай попросил у императора позволения… по­селиться с учениками в маленьком городе Явне и по­щадить род патриарха Гамлиэля. Веспасиан был пора­жен. Еще бы, он с такой благожелательностью отнесся к старцу, что тот мог бы испросить для себя и для своей родни несравненно более значительные привиле­гии: римское гражданство, обширные земельные уго­дья, множество рабов, разнообразные льготы. Гордому римлянину не могло прийти в голову, что в своей ма­ленькой школе великий мастер начнет ковать такое могучее духовное оружие, которое окажется прочнее и долговечнее римского железа, которое даст возмож­ность побежденному Израилю восторжествовать над рим­ским копьем, исламской саблей, щитом крестоносцев, Явнийская школа Иоханана бен Заккая станет основой непобедимого духовного государства из двадцати двух букв, которое будет передаваться из уст в уста, от отца к сыну, от общины к общине, тер­риторией которого будет весь Б-жий мир, Храмом Закон, провозглашенный на Синае, а священниками весь еврейский народ.
Более подробно о восстании и разрушении Храма можно прочитать ЗДЕСЬ
אִישׁ חָכָם נִשְׁפָּט אֶת אִישׁ אֱוִיל וְרָגַז וְשָׂחַק וְאֵין נָחַת
  1. Умный человек, судясь с человеком грешником-скептиком, сердится ли, смеется ли, но нет покоя.
Скептик сомневается в причинно-следственных связях событий. Поэтому, даже когда БОГ его наказывает страданиями — это бесполезно. Для него не прослеживается связь страданий с его поступками. Поэтому увещевать его или объяснять ему — практически бесполезно. Он всё ставит под сомнение и поэтому нет покоя ни ему ни тому, кто пытается на него влиять. Даже БОГ не может его «пробудить».
אַנְשֵׁי דָמִים יִשְׂנְאוּ תָם וִישָׁרִים יְבַקְשׁוּ נַפְשׁוֹ
  1. Люди кровожадные ненавидят непорочного, а праведные ищут его.
«Без лоха и жизнь плоха» — так говорят обманщики и аферисты. Наивные люди — главная жертва финансовых пирамид и прочего разводняка.
Праведные люди их тоже ищут для того, чтобы вернуть к БОГУ. Наивные люди могут начать изучать Тору и соблюдать заповеди и стать мудрецами. А могут вступить в клубы по интересам. Например в такие:
Клуб защиты тещ.
В Аргентине люди объединились в Клуб защиты тещ. На сегодня там уже насчитывается 137 членов. Все они — примерные зятья, которые не могут терпеть обиды по отношению к матерям своих жен.
Клуб мужей, угнетаемых своими женами.
В Англии уже более 70 лет существует славный Клуб мужей, угнетаемых своими женами. Тайными поклонниками организации являются тысячи мужчин, а вот состоят в ней официально всего 40 человек. На один из последних съездов в Йоркшире прибыла всего половина членов. Остальные письмами и телеграммами объяснили причину отсутствия очень просто: «Не отпустила жена».
כָּל רוּחוֹ יוֹצִיא כְסִיל וְחָכָם בְּאָחור יְשַׁבְּחֶנָּה
  1. Весь свой дух (намерение-желание) изливает грешник по вожделению (глупый), а мудрый подавляет его в себе.
Дух (руах) — это сила, которая поднимает воображение. Чаще всего это воображение вожделений, которыми управляет йецер — ара (злое начало). Дух поднимает картинки и включается сильное желание их получить. Грешник по вожделению начинает грешить, чтобы «воплотить» эти фантазии. Мудрый с помощью Торы может контролировать всплывающие мысли-картинки с вожделениями. Он управляет своим мышлением и вниманием.
מֹשֵׁל מַקְשִׁיב עַל דְּבַר שָׁקֶר כָּל מְשָׁרְתָיו רְשָׁעִים
  1. Правитель внемлет словам лжи – все слуги его злодеи.
Если это настоящий правитель — то его слуги, которые видят, что он разрешает обманывать, наглеют и начинают делать зло и врать. Если это психология человека — то «сердце зло с рождения». И картинки, которые всплывают в мыслях — обычно запрещенные вожделения. И если не убирать их сразу — то они усиливаются и берут власть над мышлением человека
רָשׁ וְאִישׁ תְּכָכִים נִפְגָּשׁוּ מֵאִיר עֵינֵי שְׁנֵיהֶם יְדֹוָד
  1. Бедный и обманщик встречаются; свет глазам дает БОГ.
Бедность и обман идут рука об руку. По преданию они вместе вошли на Ноев ковчег. Одно без другого не может существовать. А какой свет дает глазам БОГ? Свет знания и возможность это увидеть. Что то, что нажито обманом — теряется.
מֶלֶךְ שׁוֹפֵט בֶּאֱמֶת דַּלִּים כִּסְאוֹ לָעַד יִכּוֹן
  1. Царь судит бедных по правде – трон его пребудет вовек.
שֵׁבֶט וְתוֹכַחַת יִתֵּן חָכְמָה וְנַעַר מְשֻׁלָּח מֵבִישׁ אִמּוֹ
  1. Розга и наставление дают мудрость, а отрок беспризорный срамит мать свою.
בִּרְבוֹת רְשָׁעִים יִרְבֶּה פָּשַׁע וְצַדִּיקִים בְּמַפַּלְתָּם יִרְאוּ
  1. При возвышении нечестивых множится грех, но праведники увидят падение их.
יַסֵּר בִּנְךָ וִינִיחֶךָ וְיִתֵּן מַעֲדַנִּים לְנַפְשֶׁךָ
  1. Наказывай сына твоего, и он утешит тебя и даст усладу душе твоей.
בְּאֵין חָזוֹן יִפָּרַע עָם וְשֹׁמֵר תּוֹרָה אַשְׁרֵהוּ
  1. Где нет Откровения, развратится народ, а кто хранит Тору, блажен.
בִּדְבָרִים לֹא יִוָּסֶר עָבֶד כִּי יָבִין וְאֵין מַעֲנֶה
  1. Словами не исправить раба, потому что, если (даже) он поймет, отклика не будет.
חָזִיתָ אִישׁ אָץ בִּדְבָרָיו תִּקְוָה לִכְסִיל מִמֶּנּוּ
  1. Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? У глупого больше надежды, чем у него.
מְפַנֵּק מִנֹּעַר עַבְדּוֹ וְאַחֲרִיתוֹ יִהְיֶה מָנוֹן
  1. Кто балует раба своего с детства – станет он позже хозяином.
אִישׁ אַף יְגָרֶה מָדוֹן וּבַעַל חֵמָה רַב פָּשַׁע
  1. Человек гневливый сеет раздор, и у вспыльчивого много грехов.
גַּאֲוַת אָדָם תַּשְׁפִּילֶנּוּ וּשְׁפַל רוּחַ יִתְמֹךְ כָּבוֹד
  1. Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь.
חוֹלֵק עִם גַּנָּב שׂוֹנֵא נַפְשׁוֹ אָלָה יִשְׁמַע וְלֹא יַגִּיד
  1. Разделяющий (добычу) с вором, ненавидит свою душу; он слышит клятву, но не объявляет (о том)
חֶרְדַּת אָדָם יִתֵּן מוֹקֵשׁ ובוֹטֵחַ בַּידֹוָד יְשֻׂגָּב
  1. Страх (человека) ставит сеть, а надеющийся на Г-спода будет под защитой.
רַבִּים מְבַקְשִׁים פְּנֵי מוֹשֵׁל וּמֵיְדֹוָד מִשְׁפַּט אִישׁ
  1. Многие ищут (благосклонного) лица правителя, но от Г-спода судьба человека.
תּוֹעֲבַת צַדִּיקִים אִישׁ עָוֶל וְתוֹעֲבַת רָשָׁע יְשַׁר דָּרֶךְ
  1. Для праведных человек кривды – мерзость; а для нечестивого – мерзость – идущий прямым путем.
  1. Рэб Ицхак,я знал что так и будет что теперь VAIKRA будет загружать образовательной иформацией, один ответ у меня будет положительный пока Пинхасу Гольшмиту,я знаю его давно.Тот объём который предлагает каждый день ВАИКРА, у меня свобода выбора,все у тебя. У меня сейчас 1.иврит.2.Тора.и то где я подписан. Продолжайте уроки Мишлей,аудитория большая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com