Поделиться

Мишлей | Глава 31. Перевод с комментариями

Мишлей перевод главы

Мишлей перевод главы

Мишлей | Глава 31. Перевод с комментариями

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

דִּבְרֵי לְמוּאֵל מֶלֶךְ מַשָּׂא אֲשֶׁר יִסְּרַתּוּ אִמּוֹ
  1. Слова к Царю от Бога. Речи, которыми увещевала его мать его.
Царь Шломо женился на дочери Фараона. И после свадьбы спал до 4 часа после восхода солнца. А ключ от дверей Храма был у него под подушкой и не могли принести жертвы. И вошла мать его — и начала его увещевать.
מַה בְּרִי וּמַה בַּר בִּטְנִי וּמֶה בַּר נְדָרָי
  1. Что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?!
Бат Шева напомнила Царю Шломо историю его появления. Первый сын, который должен был родиться у неё и Царя Давида умер после рождения. Она брала Недеры перед Богом и просила, чтобы родился цадик. И если он не будет Цадиком — то скажут, что мать виновата. Так как отец цадик — значит мать плохо воспитала.
  • Урок №340, отрывки 1-2:

אַל תִּתֵּן לַנָּשִׁים חֵילֶךָ וּדְרָכֶיךָ לַמְחוֹת מְלָכִין
  1. Не отдавай женщинам силы твоей и путей твоих губительницам царей.
У мужчины есть сила менять мир. И от женщины часто зависит, куда он её направит. Мужчины во время отношений отдают свою силу женщинам. И мать Царя Шломо его от этого предостерегала.
אַל לַמְלָכִים לְמוֹאֵל אַל לַמְלָכִים שְׁתוֹ יָיִן וּלְרוֹזְנִים אֵו \{אֵי\} שֵׁכָר
  1. Не царям, Лемуэйл, не царям пить вино, и не князьям – (крепкий напиток) шэйхар.
Так как Царь Шломо проспал из-за вечерней гулянки с дочкой Фараона и наверное пил и вино и шехар (крепкие напитки) — мама сказала ему всё, что думала на эту тему. В следующих отрывках будет объяснение — почему нельзя пить.
פֶּן יִשְׁתֶּה וְיִשְׁכַּח מְחֻקָּק וִישַׁנֶּה דִּין כָּל בְּנֵי עֹנִי
  1. А то, напившись, забудет закон и извратит суд всех угнетенных.
Законы Торы (хуким) часто не имеют логического объяснения. Они «приказ Царя». И в пьяном виде можно в них легко ошибиться. А так как Царь судит людей — то цена ошибки может быть огромна. Вплоть до жизни какого-то человека. А для бедных и угнетенных — любая сумма, как жизнь.
תְּנוּ שֵׁכָר לְאוֹבֵד וְיַיִן לְמָרֵי נָפֶשׁ
  1. Крепкий алкоголь дайте погибающему (потерянному); и вино огорченным душою.
Человек может потеряться в жизни. В своих логических построениях (идеях, убеждениях) он может прийти к такому тупику, что единственным выходом ему покажется — убить себя.
Мышление — это компьютер с программами. Интеллект — это набор идей о мире и о том, как в нем избегать страдания и выживать. И если этот набор идей «не работает» — то человеку очень плохо. Это не физическое страдание, хотя иногда моральное страдание переходит в нервный тик или паралич. Это моральная боль. Царь Соломон назвал это «потерялся». И ему надо выпить пару стаканов крепкого алкоголя, который разрушает нейронные связи. Возможно тот «проводок», который отошёл — станет на место и «жизнь наладится». Фактом является то, что при употреблении алкоголя «картина мира» изменится. Поэтому человеку в нормальном или хорошем состоянии — Царь Соломон пить запрещает. А вот «потерявшемуся» советует.
Про вино сказано в Торе — что оно веселит сердце. И если человеку грустно (что Торой не приветствуется) — то возможно выпить вина и начать радоваться!
Мы часто видим, как бродяги, которые живут на улицах, становятся алкоголиками. Для них это единственный способ избежать страха и боли, в которых они живут.
יִשְׁתֶּה וְיִשְׁכַּח רִישׁוֹ וַעֲמָלוֹ לֹא יִזְכָּר עוֹד
  1. Пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем труде тяжелом.
Алкоголь снимает воспоминания и ожидания. Он возвращает человека в мир «здесь и сейчас». В «здесь и сейчас» обычно безопасно. Все тебя «уважают» (в состоянии алкогольного опьянения). Поэтому хасиды иногда используют «лехаим» для выполнения заповеди «возлюби ближнего, как себя». Сила алкоголя подчеркивается обычаем поить вином осужденных на смерть.
 Для исправления человека от греха и исправления общества — в Торе есть смертная казнь. Осужденного поили вином, чтобы ему не было страшно и чтобы убрать страдания. Поэтому мы сейчас, когда пьем говорим «ле Хаим» — для жизни! (Чтобы напомнить себе о том обычае)
פְּתַח פִּיךָ לְאִלֵּם אֶל דִּין כָּל בְּנֵי חֲלוֹף
  1. Открывай уста твои за немого, за права всех обедневших.
Почему Царю нельзя пить? Потому что он должен защищать бедных и бесправных. Для этого нужно быть в состоянии и в намерении чистом.
פְּתַח פִּיךָ שְׁפָט צֶדֶק וְדִין עָנִי וְאֶבְיוֹן
  1. Открывай уста свои, суди по правде и защищай права бедного и нищего.
Судить бедных и нищих очень тяжело. Для супер-богатого Царя их дела кажутся незначительными. Но для них и для БОГА нет разницы между величиной  суммы. Есть разница в добре и зле. В правде и лжи.
אֵשֶׁת חַיִל מִי יִמְצָא וְרָחֹק מִפְּנִינִים מִכְרָהּ
  1. Кто найдет жену доблестную? выше жемчугов цена ее.
После того, как Царь Соломон выслушал и передал нам то, что сказала его мать — он перешел к заключительной и самой известной части ПРИТЧЕЙ.
Эту песню «Кто найдет доблестную жену» — поют каждый Шаббат в каждом еврейском религиозном доме. Это непременная часть Шаббатней вечерней Трапезы. В начале возле накрытого стола собирается семья и гости и все поют две песни. «Шалом Алейхем Малахей Ашарет» — песня про ангелов и «Эшет Хаиль» — песня про жену.
Очень важно человеку, чтобы в жизни его окружали ангелы и доблестная жена.
Доблестная жена — в последующих отрывках будет перечень качеств и дел, которыми должна обладать эта доблестная жена.
Почему найдет? Очень тяжело найти такую жену. Как жемчуг, за которым ныряли в глубины моря, так и жена доблестная — где то она есть. Но найти её не просто.
בָּטַח בָּהּ לֵב בַּעְלָהּ וְשָׁלָל לֹא יֶחְסָר
  1. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка.
В отношениях самое главное — это ДОВЕРИЕ. Сам поиск любви — это попытка вернуть то единство, которое уже было у человека с матерью в животе. То 100% доверие и общность, которую очень хочется снова воссоздать в жизни. А почему проверяются отношения «прибытком»? Жизнь человека стоит на трех основах. На любви (жена), на здоровье и на деньгах (ресурс для выживания).  Когда муж с женой объединяются — то их финансовое состояние зависит от обоих. В Талмуде есть история, как один из мудрецов сказал ученикам: Хотите разбогатеть? Почитайте ваших жён. И Царь Соломон в предыдущих главах говорил: Умная жена свой дом строит, а глупая — разрушает.
גְּמָלַתְהוּ טוֹב וְלֹא רָע כֹּל יְמֵי חַיֶּיהָ
  1. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
В этом отрывке скрыт секрет взаимного уважения. Все отношения построены на «воздаянии». Что посеешь — то и пожнешь. Но фактически мы «воздаем» не реальным действиям. Мы трактуем поступки других людей, придавая им значение, которое сами выбираем. Муж не вынес мусор — значит не любит…. Жена не приготовила ужин — значит не любит. А если «не любит» — то и ответ будет соответствующий….
Доблестная жена — ломает эту банальную схему. Она воздает ему всегда добром ДАЖЕ за реальное зло! Например он вернулся поздно и пьяный  — она ему мягко, как мама в первых отрывках главы, объясняет, что он себе вредит…
דָּרְשָׁה צֶמֶר וּפִשְׁתִּים וַתַּעַשׂ בְּחֵפֶץ כַּפֶּיהָ
  1. Добывает она шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Для того, чтобы женщина была в состоянии «доблестная жена» — она должна работать. В Талмуде сказано, что даже если муж очень богатый и есть много служанок — жена должна работать по дому. Иначе она сходит с ума.
הָיְתָה כָּאֳנִיּוֹת סוֹחֵר מִמֶּרְחָק תָּבִיא לַחְמָהּ
  1. Она подобна купеческим кораблям и приносит хлеб свой издалека.
Бывают люди (и женщины тоже) с узким кругозором. Они видят только то, что рядом. А есть люди с широким кругозором. Так вот доблестная жена — она занимается и международной торговлей. То есть с очень широким и деловым кругозором.
וַתָּקָם בְּעוֹד לַיְלָה וַתִּתֵּן טֶרֶף לְבֵיתָהּ וְחֹק לְנַעֲרֹתֶיהָ
  1. Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем и урок служанкам своим.
Управление людьми — это самый сложный процесс. Тот, кто умеет это делать — справится с любой задачей. Умение делегировать и организовывать процессы — необходимый навык для ДОБЛЕСТНОЙ ЖЕНЫ.
זָמְמָה שָׂדֶה וַתִּקָּחֵהוּ מִפְּרִי כַפֶּיהָ נָטְעָ \{נָטְעָה\} כָּרֶם
  1. Она думает о поле и приобретает его; от плодов рук своих сажает виноградник.
Она занимается производством тканей и продажей их. На вырученные деньги покупает поля и засаживает виноградником (земледелие). Эта схема отлично подходит для бизнесменов. Многие задают вопрос — куда инвестировать? Вот ответ. Часть денег обязательно надо инвестировать в сельское хозяйство. Как писал в предыдущих главах Царь Соломон -сон земледельца сладок и приятен.
חָגְרָה בְעוֹז מָתְנֶיהָ וַתְּאַמֵּץ זְרוֹעֹתֶיהָ
  1. Туго перепоясывает чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Так как она занимается и работами в доме и за пределами дома — то у нее все части тела развиты гармонично и хорошо.
טָעֲמָה כִּי טוֹב סַחְרָהּ לֹא יִכְבֶּה בַלַּיְלָ \{בַלַּיְלָה\} נֵרָהּ
  1. Вкушает благоприобретения свои – не гаснет ночью светильник ее.
Она зарабатывает достаточно из каждого источника, в который вкладывает свой труд. И не любит развлекаться даже поздно ночью.
יָדֶיהָ שִׁלְּחָה בַכִּישׁוֹר וְכַפֶּיהָ תָּמְכוּ פָלֶךְ
  1. Протягивает руки свои к прялке и длани ее держат веретено.
В каждом ее действии заложена заповедь помогать бедным. В этом и следующем отрывке используются одни и те же слова «руки» и «длань». То есть в каждом действии бытовом заложена часть Заповеди. Как сказал Раби Йоси в Пиркей Авот «Пусть все твои действия будут во Имя Небес».
כַּפָּהּ פָּרְשָׂה לֶעָנִי וְיָדֶיהָ שִׁלְּחָה לָאֶבְיוֹן
  1. Длань свою простирает бедному и простирает руки свои нищему.
Бедный (это тот, кому не хватает), а нищий — это тот, у кого ничего вообще нет.
לֹא תִירָא לְבֵיתָהּ מִשָּׁלֶג כִּי כָל בֵּיתָהּ לָבֻשׁ שָׁנִים
  1. Не опасается она за семью свою при снеге, ибо вся семья ее одета в алую шерстяную ткань.
В этом отрывке подчеркивается, что несмотря на все её добрые дела и стремление помогать обездоленным — она не забывает о своей семье. Они тепло одеты и ухожены.
מַרְבַדִּים עָשְׂתָה לָּהּ שֵׁשׁ וְאַרְגָּמָן לְבוּשָׁהּ
  1. Она делает себе ковры (покрывала на постели), виссон и пурпур – одежда ее.
И конечно при всей её занятости она не забывает о своём внешнем виде и убранстве дома. Дом оформлен очень красиво и она одета в дорогие и удобные одежды.
נוֹדָע בַּשְּׁעָרִים בַּעְלָהּ בְּשִׁבְתּוֹ עִם זִקְנֵי אָרֶץ
  1. Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны.
В воротах города сидели судьи и городской совет мудрецов, которые решали все вопросы. Пока жена занималась домашним хозяйством и бизнесом — её муж изучал Тору и стал Мудрецом. Эта модель принята в еврейском народе в последние 3000 лет. Мудрец — это самый уважаемый человек. Его семья понимает важность изучения Торы и если у человека есть к этому талант — ему создают все условия для того, чтобы он мог посвятить себя интеллектуальному и духовному росту. А те, кто ему в этом помогали — приходят потом к нему за советом и благословением.
Как в известной истории с Раби Акивой и его женой Рахель. Она была дочь одного из самых богатых людей Иерусалима (2000 лет назад). Вопреки воле отца вышла замуж за пастуха и отправила его на 24 года в Ешиву изучать Тору у великих мудрецов того времени.
Через 24 года он вернулся с тысячами своих учеников и сказал им «вся моя Тора и ваша тоже — принадлежат ей». Так Рахель вошла в историю.
סָדִין עָשְׂתָה וַתִּמְכֹּר וַחֲגוֹר נָתְנָה לַכְּנַעֲנִי
  1. Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам.
Отличный бизнес можно сделать на одежде и тканях. В предыдущих отрывках она делала ткани, а в этом — готовую одежду.
 Вот откуда Ральф Лорен (настоящая фамилия Лифшиц. Один из самых богатых людей США) понял, как сделать состояние в 9 млрд долларов на готовой одежде.
עוֹז וְהָדָר לְבוּשָׁהּ וַתִּשְׂחַק לְיוֹם אַחֲרוֹן
  1. Крепость и достоинство – одежда ее, и смеется она  последнему дню.
Она сама независима ни от чего. Ни от обстоятельств ни от чужого мнения. В ней нет страха. Потому что все страхи (неудачи, критики, неизвестности)  — от страха смерти. А она «смеётся последнему дню». В ней главное — вера в Бога и бессмертие души. В каждое действие она вкладывает духовный смысл. Поэтому абсолютно не боится момента смерти, а значит не боится НИЧЕГО.
פִּיהָ פָּתְחָה בְחָכְמָה וְתוֹרַת חֶסֶד עַל לְשׁוֹנָהּ
  1. Уста свои открывает она с мудростью Торы, и учение о милосердии на языке ее.
Во время общения с мужем и в свободное время — она изучает Тору (Божественную Мудрость) и говорит и размышляет о Законах Бога и о том, как мудро устроен мир. Это её интеллектуальное наполнение. По отношению к другим людям — она руководствуется принципом «милосердие». Она хочет помогать и не нуждается ни в чьей помощи. Она думает, что окружающим плохо и хочет облегчить их страдания.
צוֹפִיָּה הֲילִכוֹת \{הֲלִיכוֹת\} בֵּיתָהּ וְלֶחֶם עַצְלוּת לֹא תֹאכֵל
  1. Она наблюдает за ходом дел в доме своем, и хлеба лени не ест.
Наблюдает — это общий взгляд «с высоты полета». Она видит происходящие процессы в их развитии. И очень быстро и расторопно успевает добавить там, где процесс тормозит.
קָמוּ בָנֶיהָ וַיְאַשְּׁרוּהָ בַּעְלָהּ וַיְהַלְלָהּ
  1. Встают дети ее, – и восхваляют ее; муж ее также прославляет ее:
Мать и жена называются — основа дома. И только «доблестная жена» может построить дом, где дети и муж будут счастливы. В следующих отрывках будет объяснена суть их восхвалений.
רַבּוֹת בָּנוֹת עָשׂוּ חָיִל וְאַתְּ עָלִית עַל כֻּלָּנָה
  1. «Многие дочери (жены) преуспели, но ты превзошла всех их!»
Заниматься домом и домашним хозяйством — так делали в то время многие женщины. И поэтому преуспевали.
Только последние 100 лет женщины начали заниматься внешней деятельностью. Политикой, большим бизнесом. Раньше 99% женщин были нацелены только на дом и воспитание детей. А в чем же уникальность этой жены?
שֶׁקֶר הַחֵן וְהֶבֶל הַיֹּפִי אִשָּׁה יִרְאַת יְדֹוָד הִיא תִתְהַלָּל
  1. Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена.
У женщин огромное внимание уделяется внешности. И это становится причиной многих ошибок в семейных отношениях. Потому что женщина расстраивается из-за своей внешности. А муж и дети страдают от её плохого настроения. А «доблестная жена» понимание суть и приоритеты. Прелесть и красота — это иллюзия, из-за которой не стоит расстраиваться. Хотя как мы знаем из предыдущих отрывков — она уделяет внимание красоте, но не расстраивается из-за неё.
А главное для неё — связь с БОГОМ. Страх (трепет) перед БОГОМ — заменяет все остальные страхи. Так как она уверена, что выполняет все обязанности, которые БОГ накладывает на женщину — она весела и это прекрасно.
תְּנוּ לָהּ מִפְּרִי יָדֶיהָ וִיהַלְלוּהָ בַשְּׁעָרִים מַעֲשֶׂיהָ
  1. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах (города) деяния ее.
В материальном мире — она получает «плоды своих рук». Что посеешь — то и пожнешь. И так как она делает множество правильных действий — то и плодов получает много.
И прославят её деяния — это ДОБРЫЕ ДЕЛА и помощь людям. Они остаются с человеком даже после смерти физического тела. Когда человек умирает — то Заповеди БОГА, которые он успел сделать и добрые дела — вот «одежды» его ДУШИ. Они остаются с ним навечно.
Очень интересно, что книга КОЭЛЕТ (Экклезиаст) — заканчивается словами:
«В конце концов всё понятно.
БОГА бойся — заповеди ЕГО СОБЛЮДАЙ
В этом весь человек.
Потому что все дела БОГ будет судить.
Всё скрытое. И хорошее и плохое»
Для мужчины главное: Бояться БОГА и соблюдать Заповеди.
Для женщины главное: Бояться БОГА и делать добрые дела.
Как «бояться БОГА»? Что значит «соблюдать Заповеди» или «делать добрые дела»?
Эти вопросы надо изучать. Для этого есть ТОРА и молитва.
Желаю себе и всем — чтобы БОГ открыл ИСТИНУ и вел по правильным путям без ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com