Поделиться

Глава Лех леха | Наши старшие кузены

Арье Юдасин Лех леха Сифтей Коэн

Заметка по недельной главе Лех леха — по комментариям Шаха, автора «Сифтей Коэн»

Кто такие, догадываетесь? Правильно, арабы, а шире – мусульмане. Сейчас страсти накалились, не без повода, и публика неправоверная о них весьма нелицеприятно высказывается.

Признаюсь, взорванные автобусы меня тоже не вдохновляют. Как и все формы принуждения в стиле советского: «кто не с нами, тот против нас!». Правда, несколько странно читать обвинения мусульман в фанатизме и религиозном насилии у христианских и секулярных авторов. Христианская практика «добровольного обращения заблудших братьев» известна. Инквизиция, крестоносцы, погромы, войны католиков с протестантами…

А уж секулярная «веротерпимость» — нечто вовсе феерическое. Самые большие зверства в человеческой истории творили секулярные режимы. Китайские коммунисты – жертвы только их «Культурной революции» — 30-35 миллионов. Суммарные людские потери от геноцида своего народа советскими атеистами – по разным оценкам от 60 до 70 миллионов. Как называлась нацистская партия Германии? Правильно, «национал-социалистическая рабочая».

И хотя «для личного пользования» нацистские бонзы имели «квазирелигию» из смеси тевтонского магизма и обломков христианства, а на пряжках солдат Вермахта писали: «с нами бог» — именно борьба с религией, с религиозной моралью (чем особенно «провинились» перед ними евреи) – была  сутью нацистской идеологии. Фюрер – вместо Б-га. Ну, ещё «Красные кхмеры». Вьетнам. Северная Корея. «Либералы»-младотурки (куда погромам султана Абдул Гамида в 1880-х до их геноцида армян 1915-го!)… Как говорится, «чья бы корова мычала»…

И всё же действия современных рыцарей полумесяца как-то не вызывают симпатии. Даже с учётом знаменитого комментария: «Почему его имя «Ишмаэль» («и услышит Б-г»)? Потому что в конце времён они будут так притеснять детей Израиля, что возопят те к Б-гу, и услышит Б-г».

Благословения Ишмаэлю Тора даёт двусмысленные. Как понять слова главы Лех леха: «Будет он дикарём-человеком, рука его на всех, рука всех на нём»? Тут, конечно, и экономический аспект: нефти навалом в мусульманских странах, весь цивилизованный мир в ней нуждается, а сами нефтевладельцы переработать своё богатство не способны. И идёт свара вокруг цен на «чёрное золото». Но есть и военная сторона: «развяжут сыны Ишмаэля войны по всему миру…». Чему мы являемся свидетелями.

А мудрецы Талмуда жалуются: «Почему Авраам просил Создателя (как сказано в главе Лех леха): «О, пусть бы Ишмаэль жил перед Тобой!»? Теперь из-за этого (и в заслугу за сделанное им в 13-летнем возрасте обрезание) ишмаэльтяне будут 13 веков владеть Землёй Израиля и угнетать евреев!». Кстати, если вы посчитаете годы от захвата Израиля султаном Омаром до создания государства Израиль, за вычетом недолгого полного владычества крестоносцев на Святой Земле – 13 веков и выходит.

Таки бяки? Но прямой текст Торы иной: Б-г услышал молитву о рождении Ишмаэля. И дальше – его молитву о спасении. Шах приводит такое объяснение, ссылаясь на Саадью гаона, Раши и других величайших наших учителей: Авраам в словах «пусть бы Ишмаэль ходил перед Тобой» просит Всевышнего, чтобы ишмаэльтян не покидал страх Б-жий. Да-да, тот самый, который является «началом мудрости»! Не от него ли великая средневековая арабская философия, персо-таджикская поэзия…? А новее (все же знают, что «культурные достижения мусульман в далёком прошлом», ведь по телевизору жлобьё показывают)?

Попался мне в руки перевод книги мусульманского мыслителя начала 20 века Рахмана Рахмана. Многие идеи сходны с ницшеанскими, но куда там Ницше! У Рахмана в 100 раз глубже и красивее. В какой стране мира самый высокий образовательный ценз, число студентов на душу населения? Правильно, в Иране. С его душкой-президентом и «творческими» приёмами воспитания инакомыслящих дома и за рубежом…

Саадья гаон, духовный глава евреев Вавилонии и один из величайших философов в истории, уточняет, что Авраам просит Б-га о том, чтобы Ишмаэль исправил свои пути. И это происходит – ведь Авраам умирает в «доброй старости». Что сиё значит? Что Терах, отец Авраама, в конце дней признал единого Б-га. А также, что все его сыновья, в частности Ишмаэль, стали праведниками.

Шах продолжает: есть  в тексте Торы указания на то, что тшува, раскаяние Ишмаэля произошло в старости. И превратился «дикарь-человек» в праведника.

Настоящее продолжение Авраама, ради которого Б-г говорил ему: «Иди из страны своей…» — Ицхак, сын пророчицы Сары. Ицхак был чрезвычайно похож на отца – внешне и внутренне. Но и Ишмаэлю обещано бессчётное потомство, и говорит Б-г: «В Ицхаке наречётся тебе наследие, но и об Ишмаэле услышал Я, ибо он потомок твой».

Дела отцов – знак для детей. Сегодня активно проявляет себя свойство «дикаря-человека». Но говорят мудрецы, что после прихода Машиаха именно арабский народ первым сумеет осознать, что шёл искажённым путём, и раньше прочих признает Б-жественную природу Торы. Что, впрочем, не означает сегодня отказа от войны с террором или снисхождения к убийцам. Принципа «мера за меру» никто ещё не отменял…

Послушайте лекцию рава Хаима Бурштейна «Тора об арабо-израильском конфликте». Не пожалеете.

Читайте также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com