Змей из недельной главы Берешит пробудил в человеке грех гордыни и говорил ему «Думай шире, всё в твоих руках». Святой Ари учит нас, что человек действительно является целым миром, но только при условии, что он признаёт, что над ним есть Тот, кто сказал и сотворил мир.
Святой Баал Шем Тов говорит: «Как ты встретишь Субботу, на которую приходится недельная глава Берешит, так и будет выглядеть весь год».
Поэтому следует начать его с доброго знака. Святой Зоар объясняет, что в слове «Берешит» скрыт секрет всего мироздания, а во всей книге Берешит находится путь к исправлению этого мира. Также и рассказ о жизни каждого из нас находится в этой главе.
Мы попробуем разобраться, что произошло в минуты слабости Адама и Евы, минуты, которые навсегда изгнали их из рая. Что послужило причиной их падения, от которого мы до сих пор не сумели оправиться? Г-сподь Б-г приказал не есть плоды Древа Познания Добра и Зла и… Ева согрешила глазами, так как «глаз видит, а сердце желает» и ушами, так как послушала ядовитый шёпот змея.
Грех начался с того, что было увидено глазами: «И увидела женщина, что хороши плоды дерева и что отрада они для глаз» — и вот появился змей и сказал: «Вот кто-то, кто думает, как я. Какой смысл в том, что вы служите Г-споду Б-гу бездумно, идём, посмотрим на мир!».
Как сказал Святой Ари — «Человек — это маленький мир». Когда человек чувствует себя «Миром», «У меня есть, я сделал, я и я… Всё своими силами» — тогда он является «маленьким».
А когда человек чувствует себя маленьким, «Кто я вообще? Все от Его благодати» — тогда он является «миром».
После совершения греха, на Адама падает проклятие:
«В поте лица будешь добывать ты хлеб свой насущный, пока не возвратишься в землю…»,
то есть, пока не почувствуешь себя землёй, пылью в своей сущности, подобно тому, как чувствовал себя Авраам — «Я пыль и пепел».
В недельной главе Берешит написано: «Вот история сотворения небес и земли, в день создания» — мудрецы пояснили: «В день создания (Беиварам) — если поменять буквы местами, получится «Авраам», который знал, что нет Б-га кроме Него, и не существует другой действительности, кроме как той, которую Он создал по своей воле. Каждый день всё сушее создаётся заново, и заново перед нами предстаёт выбор — вкусить ли от древа познания и быть далёким от рая, или же соединиться с первичным светом, с Тем, кто сказал и появился мир.
Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»