Доброго времени суток, дорогие дамы и господа! Сегодня, как обычно, мы будем говорить о нашей недельной главе — главе Ноах.
Я уверен, вы знакомы с этим персонажем, который не только спасает человечество и весь мир, заводя каждой твари по паре, а иногда — немножко больше в ковчег, но и «перезапускает» все мироздание по окончанию Потопа.
И сам ковчег — это одна из двух конструкций во всей Торе, которой уделяется так много внимания, настолько детально описываются ее размеры, параметры… Такая же конструкция — это был Храм, который построил Моше в пустыне, с еще большей детализацией. И более мистическое объяснение, которое приводят наши мудрецы, говорит о том, что ковчег и Храм, который был построен после Исхода — они были своего рода инкубаторами. Инкубаторами жизни и инкубаторами Б-жественного присутствия.
Но детали важны. И есть одна деталь по поводу ковчега, которой уделяется на мой взгляд, на первый взгляд, незаслуженно много внимания. Это цогар, или, в одном из переводов — «окошко». Я уверен, что вы согласитесь со мной — есть гораздо более важные и витальные части конструкции ковчега, как канализационная система или вентиляционная, куда убирались отходы, что кушали. Нет, об этом не говорится ничего. Главное — сделать окошко. И наверное, все-таки в этом окошке, в этой форточке что-то есть, раз наши мудрецы уделяют ей так много внимания, обращая как раз внимание на то, что она детально описывается в конструкции ковчега.
Основной комментатор Торы, Раши, аккуратненько приводит два мнения мидраша и ставит между ними слово «или» — или это было окошко, как источник света, или это был большой драгоценный камень, встроенный в стену, который также был источником света. Как я уже сказал, он деликатно ставит слово «или» между ними, и таким образом дает право нашему воображению решить, что же там было на самом деле…
Продолжение смотрите в видео!