Необычное дерево. Чему нас учит проверка, которую проводил Авраам своим гостям? Недельная глава Вайера | Уроки по книге р. Зильберштейна «Алейну Лешабеах» – Vaikra.com
Рав Йосеф Скляр

Рав Йосеф Скляр - габай и преподаватель общины "Дор Ревии" (г. Ашдод, Израиль). Тема уроков в общине - обзор недельных глав Торы по книге "Алейну лешабеах".
Цель создания общины — помочь тем, кто хотел и не знал, как жить по Торе, потому что не умел читать и говорить на иврите, не умел молиться и учиться, был далёк от понимания смысла заповедей и раввинских постановлений.

Необычное дерево. Чему нас учит проверка, которую проводил Авраам своим гостям? Недельная глава Вайера | Уроки по книге р. Зильберштейна «Алейну Лешабеах»

Безусловно, фундаментальным этапом его героической жизни становится период проживания в Беер-Шеве, где наш праотец «пустил корни» на долгие годы.

Так в пустыне появился оазис — материальная и духовная территория совершенно другого, удивительного мира, и тот, кому посчастливилось здесь побывать, выходил оттуда заново родившимся!

Глава «Вайера» повествует о результатах духовного роста нашего праотца. И, если в «Лех леха«, после пророчества — «пал Авраам ниц» (не в состоянии выдержать Присутствия Всевышнего из-за отсутствия у него брита), то в «Вайера» — «И открылся ему Б-г в Элоней Мамрэ. А он сидел у дверей шатра…» (Берешит, 18:1) . (И он уже не падает ниц, разговаривая с Всевышним, так как получает после заключения союза обрезания новые силы в служении).

И это не только духовные силы. Написано в недельной главе, что встречая гостей и выполняя уникальную заповедь — гостеприимства, он в свои 99 лет бегает, как мальчик: сперва выбежал навстречу путникам, потом поспешил в шатер к Саре, и снова побежал к стаду, чтобы привести трех тельцов, так как хотел угостить их языками с горчицей, и, наконец, погнался за одним из убежавших тельцов — аж до Хеврона!

На первый взгляд может показаться, что гостеприимство нашего праотца, описанное в главе «Вайера», выглядит сумбурно. Однако, это далеко не так! Именно здесь Тора на примере Авраама-авину учит нас законам и правилам гостеприимства!

Перечислим несколько из них: всегда нужно знать, кого вводишь в свой дом (кстати, у женщин — особая интуиция в восприятии гостей, и если жена говорит: не хочу его больше видеть у нас, — так тому и быть!); всегда судить гостей ле каф схут (оправдательно); встречать их радушно и без притворства; обещать мало, а давать много; угощать их самым лучшим, что у тебя есть; лично прислуживать им во время трапез; встречать и провожать посетителей с улыбкой, снабжать на дорогу провизией и провожатыми и т. д.

Остановимся подробнее на важности понимания «кого вводишь в свой дом«. Это можно выучить из двух следующих стихов недельной главы:

1. «И он сказал: Господа мои! Если же обрел я милость в твоих глазах, не пройди же (мимо) раба твоего! Принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и обопритесь под деревом» (Берешит, 18:3-4).

2. «И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил перед ними; и он стоял при них под деревом, а они ели». (Там же, 18:8).

«Под деревом» выделено мною жирным шрифтом. Пойдем по простому пониманию текста. Тора хочет нам сказать, что действия происходят под конкретным деревом в саду у Авраама-авину, где он предлагает путникам расположиться на какое-то время, пока он приготовит им поесть. Но как видим, и трапеза состоялась в этом же месте, под деревом. И мы вправе задать себе вопрос: «А почему под деревом? Даже если оно ветвистое, и листва его не пропускает солнечные лучи, и поэтому, под ним прохлада, — но вокруг — адская жара! Так не лучше ли принять гостей в шатре, который приспособлен для жизни в пустыне?!»

Ответ — в мидраше «Берешит раба»: У входа в сад Авраама-авину росло огромное ветвистое дерево, под которым вырыли колодец. И духовное состояние гостей, точнее уровень этого состояния, хозяин сада определял с помощью живой воды колодца и дерева. Если уровень был нулевым, и вода не  двигалась, то гость оставался под деревом, нуждаясь в знаниях, способных изменить его мировоззрение.

Насколько он был продвинут в духовности, — настолько поднимались воды колодца!

И наконец, если гость был на должном уровне, и вода поднималась к верху колодца, а дерево начинало покачивать ветвями, — его можно было выводить из-под дерева в шатер Авраама!  И тогда он становился одним из учеников и последователей нашего  праотца!

Размышления на этот стих в книге рава Ицхака Зильберштейна «Алейну лешабеах»:

Родители детей, воспитатели и учителя сталкивались с подобным явлением не однажды!

Один из детей, настоящий цветок, который украшал класс и был примером для своих товарищей, вдруг сломался, и … опустился в своей духовности. И это не говорится о гениальном ребенке, каком-то, скажем, вундеркинде, а может случиться с обычным учеником. Но он, по-прежнему, для Создателя — цветок! Хотя от этой неожиданной «ломки» засыхает его стебель и опадают листья… Глаза его наполняются грустью и ему все становится безразличным. Тот, чья жизнь вчера была наполнена юношеским задором и радостью, превращается в смятый засохший листок, в тело без духа, без всяких желаний, и трудно говорить к его сердцу, и в его грустных глазах отражается глубокая пустота…

Давайте обопремся о дерево и наполнимся от него бодростью и радостью!

Дерево одно есть в Рамат Эльханан (один из харедимных районов Бней Брака — И.С.) Оно разрослось во дворах нескольких домов по улице «Рав Атия» и по улице «Рав Зоненфельд».

Жаль, что не известно, какой оно породы. Это безымянное дерево благоухает великолепными цветами и ярко-зелеными листьями. С восходом солнца добавляются новые цветовые оттенки на стволе и листьях. И утренним птицам есть чем здесь поживиться. А путники в дневной летний зной могут с радостью спрятаться под его кроной. И почти весь год это дерево в цветах.  Почти…

Но дважды в году, в месяц Тамуз, и в месяц Шват случается удивительное событие, которое не происходит с другими деревьями, а именно: В течение одного дня, или даже меньше того, опадают все зеленые листья, и остается прекрасное деревом голым, как пустынное растение, как бездыханное тело, и не «реагирует оно, даже если говоришь к его сердцу»…

Такое неожиданное изменение поражает своей внезапностью и непредсказуемостью, прежде всего, соседей, проживающих в домах рядом с удивительным деревом. И все, что остается им, — это послать детей собрать опавшие листья, усыпавшие землю вокруг дерева.

И те, кто видят печальную картину случившегося с деревом, могут лишь посочувствовать такой внезапной перемене в его внешнем виде. И трудно поверить, что наступит еще день, когда прекрасное дерево вновь зацветет и зазеленеет листьями!

Однако, этот день приходит намного раньше, чем можно было бы предположить. Через четыре дня после того, как опадают листья и  цветы, дерево вновь начинает цвести, а на ветках появляются  зеленые листья. Через день-два дерево возвращается в свое прежнее состояние! И те, кто смотрит сейчас на дерево, замечает, что оно стало еще красивее. И от начала цветения и прорастания листьев проходит около двух дней. И все это происходит с большой скоростью, далеко не так, как у других деревьев…

Человек — полевое дерево. А это значит, что дети, у которых случилась внезапная «ломка»,  вновь проснутся и «зацветут»…  Пробудятся, чтобы возвратиться к своему предыдущему состоянию прекрасного удивительного цветка, радующего глаза и сердца взрослых и своих друзей-сверстников!».

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Йосеф Скляр

Рав Йосеф Скляр - габай и преподаватель общины "Дор Ревии" (г. Ашдод, Израиль). Тема уроков в общине - обзор недельных глав Торы по книге "Алейну лешабеах".
Цель создания общины — помочь тем, кто хотел и не знал, как жить по Торе, потому что не умел читать и говорить на иврите, не умел молиться и учиться, был далёк от понимания смысла заповедей и раввинских постановлений.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x