Новый Цикл Изучения Мишлей (Притчей Царя Соломона) | Урок 56. Глава 7, отрывки 6-12
Перевод 7 главы Мишлей с комментариями:
http://bit.ly/2RDnOe2
Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»:
http://bit.ly/36uB9vb
כִּי בְּחַלּוֹן בֵּיתִי בְּעַד אֶשְׁנַבִּי נִשְׁקָפְתִּי
6. Потому что я выглянул из окна дома моего, сквозь решетку мою,
Царь Соломон говорит о том, что можно смотреть глазами материального мира и видеть только внешнюю оболочку вещей и событий. А можно смотреть «сквозь решетку» — то есть видеть духовную и глубинную суть вещей и событий.
וָאֵרֶא בַפְּתָאיִם אָבִינָה בַבָּנִים נַעַר חֲסַר לֵב
7. И увидел среди простаков, заметил между молодыми людьми неразумного юношу (без самообладания).
Взглядом простым увидел много простаков. Людей наивных, которые верят в самое простое описание мира. Например в атеизм или «что жизнь это джунгли». А взглядом «сквозь решетку» увидел юношу, который понимает, что есть Бог Создатель и Хозяин Мира, но юноша этот не может управлять собой. Вожделения и инстинкты сильнее его интеллекта.
עֹבֵר בַּשּׁוּק אֵצֶל פִּנָּהּ וְדֶרֶךְ בֵּיתָהּ יִצְעָד
8. Переходившего улицу близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
Самое сильное вожделение — к разврату. Бог сделал сексуальное влечение очень сильным, чтобы люди хотели размножаться. Это инстинкт. Управлять им, особенно в молодости очень тяжело. Этот инстинкт обманывает рациональный разум и как будто говорить «я просто пройду рядом с запрещенной женщиной». Второе объяснение — это про духовные соблазны чуждых идеологий, которые разрешают разврат. В Талмуде сказано, что евреи грешили против Бога и начинали служить идолам только для того, чтобы разрешить себе разврат.
בְּנֶשֶׁף בְּעֶרֶב יוֹם בְּאִישׁוֹן לַיְלָה וַאֲפֵלָה
9. В сумерки, на исходе дня, в ночной темноте и мраке.
Самое опасное время — это сумерки. Всё сливается. Невозможно определить, где добро и где зло. Например, в Пиркей Авот говорится: «Отдались от плохого соседа и не присоединяйся к злодею». То есть, от плохого соседа надо бежать. Потому что его зло не явное и потому легче от него «заразиться». А со злодеем даже для доброго дела нельзя соединяться. Но бежать от него нет обязанности. Потому что нормальный человек не захочет от него учиться.
וְהִנֵּה אִשָּׁה לִקְרָאתוֹ שִׁית זוֹנָה וּנְצֻרַת לֵב
10. И вот – навстречу ему женщина, в одежде блудницы, с коварным сердцем.
Он решил идти к ней, а она уже идет навстречу. Как написано в Пиркей Авот: «Беги за Заповедью и убегай от преступления». Это значит, что Заповеди от тебя как будто убегают и надо прилагать усилия, чтобы их делать. А преступления как будто гонятся за тобой. Это как катиться по наклонной плоскости вниз или лезть на гору. «Одежда» — это внешние проявления человека, которые выражают его внутреннюю природу. И если она одета, как проститутка — то вряд ли это противоречит её внутренним качествам. Коварное сердце — это значит, что она умеет «захватить» сердца людей. Манипулировать она может другими. Но её сердце полностью во власти её вожделений.
הֹמִיָּה הִיא וְסֹרָרֶת בְּבֵיתָהּ לֹא יִשְׁכְּנוּ רַגְלֶיהָ
11. Шумлива она и необузданна; ноги ее не бывает в доме ее;
Она не управляет своей «животной природой». Гневается и не ограничивает себя в проявлении чувств. Скромность и скрытность — это не её качества. Она вне дома.
פַּעַם בַּחוּץ פַּעַם בָּרְחֹבוֹת וְאֵצֶל כָּל פִּנָּה תֶאֱרֹב
12. То на улице, то на площадях, и у каждого угла делает она засаду.
Она активно ищет своих жертв. Животная натура и энергия не ограничиваются запретами и сомнениями интеллекта.