О Дине и Шхеме - разбор самых противоречивых точек конфликта - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

О Дине и Шхеме — разбор самых противоречивых точек конфликта

Начало здесь.

Сформулируем две наиболее критические точки этой истории:

1. Как брит-мила связана с атрибутом суда и «разбиванием сосудов»?
2. Как (с какой стати) Шимон и Леви — решились на роль самосуда?

Итак, в путь:

1. Брит-мила и правосудие — темы далеко не очевидные.

Говорят мудрецы (у рабби Горовица — «Шней Лухот а-Брит») описано, что крайняя плоть является препятствием к восприимчивости высших уровней святости.
После того, как Авраам обрезался, он получил доступ к более высоким уровням восприятия Вс-вышнего.

Не так давно я слушал потрясающие лекции рава Формана.
Один из его разборов — связь обрезания Авраама и разрушением Сдома.
Он говорит, что после обрезания к Аврааму:
а) явился Вс-вышний — в еще более проявленной форме (большая энергия — если хотите)
б) ангелы — тоже являлись посланниками Вс-вышнего в связи с обрезанием.

Т.е. следствием обрезания стало более активное присутствие Вс-вышнего в этом мире.
Теперь: для праведника такое большое присутсвие — большее благо.
(см. Реш Лакиш в Авода Зара о конце дней — солнце вынут из футляра: праведники исцелятся, грешники сгорят).
Кстати, Зоhар пишет, что Авраам — жара — Б-г и ангелы — это моделирование перехода души в мир иной (как приближение к Вс-вышнему)…

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Ну а раз грешники сгорят, то это означает применение атрибута суда к грешникам.
И говорит рав Форман, что появление ангелов в Сдоме — это было реализация суда над Сдомитянами.
Вывод: Этот суд в Сдоме(грешники сгорят) активировался обрезанием Авраама.

Итак, обрезание — увеличивает свет в праведниках, и сжигает грешников.

Яаков и сыновья — активировали этот процесс в жителях Шхема.

При этом, учтите, что шхемитяне наивно рассчитывали породниться с евреями. чтобы «поживиться».
Но… высшая реальность не «шутит» с такими вещами — тут нужна искренность и готовность сосуда.

В данном случае, эгоизм и грубость «сосудов» привели к их разрушению.

2. Роль Шимона и Леви.

Есть ключевое правило в иудаизме.

Если зло произошло с человеком А руками человека Б, мы должны рассматривать это следующим образом:
1. Человек А — должен был получить зло, иначе Вс-вышний бы этого не допустил
2. Важный вопрос — кто должен был работать «судебным исполнителем» этого приговора?
3. Человек Б — имел свободу выбора и не обязан был брать на себя эту роль.
4. Если зло, сделанное Б, не является судебным решением, то Вс-вышний наказывает Б — за добровольное желание поработать «исполнителем».
5. Ключевой момент — Суд был Небесный, и простой смертный человек не мог знать о Суде.
6. Участие человека Б исходило из его эгоистичного преступного желания (которое «совпало» с планами Небесного Суда).

Теперь соберем вместе нашу историю.

1. Согласно первому пункту, с точки зрения Вс-вышнего шхемитяне заслужили уничтожение.
2. Семья Яакова была людьми «продвинутыми», поэтому о законности этого приговора знали (более того, сами «подставили» шхемитян под добровольное взятие на себя чрезмерных «амбиций»).
3. Кстати, здесь важно учесть, что шхемитяне ДОБРОВОЛЬНО ввязались в авантюру, не понимая, что каждая заповедь имеет серьезное духовное влияние.
4. С точки зрения земного суда — Шимон и Леви как бы «подсмотрели» в Небесные инстанции, которые «к делу не пришьешь», поэтому земляне могли их теоретически обвинить.
5. С точки зрения Небесного суда — Вс-вышний должен был сам «подстроить» так, чтобы нашелся судебный «исполнитель».

6. Возможно, могла бы произойти ситуация Сдома — с катаклизмом.
7. Но… семейству Яакова важно было показать жесткость позиции — и то, что зло наказуемо даже по земным меркам.
8. В чем еще одна проблема — мы видим, что когда разрушился Сдом, не все сумели правильно интерпретировать это послание.
9. Современные ученые все еще пытаются доказать, что это было естественное стихийное бедствие, чтобы убрать моральную оценку истории.
10. Торе важно было подчеркнуть принципиальность позиции братьев — которые (в отличие от современных бесхребетных израильских политиков) не должны давать в обиду своих близких.
11. Итак, братья «добровольно» и сознательно взяли на себя миссию правосудия, на которую Вс-вышний формально не давал официальную санкцию.
12. Поэтому, с формальной точки зрения Яаков выразил недовольство самосудом, потому как у братьев не было «на руках документов небесного суда».
13. Но с позиции обреченности шхемитян и утверждения жесткости политики израильтян — это было абсолютно Б-гоугодное дело.

Итак, дорогия друзья, у нас вырисовалось интересное сочетание двух историй.

Надав и Авиhу — быстро побежали, чтобы отдать свои жизни — участвуя в жертвоприношении (быстро — чтобы ближние не вмешались).
Шимон и Леви — быстро вмешались в дела Небесного Суда, чтобы совершить правосудие (с точки зрения небесной справедливости).

А далее, нам важно вспомнить каббалистическое продолжение этих историй.

Души Надава и Авиhу прилепились (ибур) к Пинхасу (потомок Леви), когда он вбежал убить Зимри (потомка Шимона).
Здесь они оказались по разные стороны «баррикад».

Мы видим, что все персонажи были быстро «вбегающими».
И как кульминация этих историй, версия о том, что Пинхас стал пророком Элияhу, живым ушедшим на Небеса.
Так что история с человеческим жертвоприношением закончилась пожизненным попаданием пророка Элияhу.

Не забываем главный принцип Торы:
все истории Торы — message (послание) нам для: а) осмысления жизни; б) применения в жизни.

P.S. По следам фрагмента более ранней дискуссии:

Почему шхемитяне нарвались на проблему:
— неумение «аборигенов» разделять между полным контактом (верхний+нижний) с евреями и чисто нижним (бизнес).

Это актуально в нашем мире, когда евреев в нееврейских фирмах приглашают на разные некошерные банкеты и др.

Для нас — еда — уже святое…
Для них — продолжение бизнеса.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.