Поделиться

Опять про долголетие — 15 практических советов

Я уже писал о том, как заработать дополнительные годы жизни путем изучения Торы. А сегодня я напишу о том, что можно еще делать (или чего не делать), чтобы прожить еще дольше.

Итак, открываем трактат Мегила (прошлый раз мы открывали Хагигу) и читаем с 27-Б:

שאלו תלמידיו את רבי זכאי במה הארכת ימים אמר להם מימי לא השתנתי מים בתוך ד»א של תפלה ולא כניתי שם לחבירי ולא ביטלתי קידוש היום אמא זקינה היתה לי פעם אחת מכרה כפה שבראשה והביאה לי קידוש היום

Спросили ученики раби Закая: «В чем долгота дней твоих (Из-за чего ты так долго живешь)?»

Сказал им (рабби Закай): «Никогда не мочился я в пределах четырех локтей от места молитвы, и не давал имена (имеетеся в виду прозвища. клички) товарищам своим, и не упразднял я кидуш (праздничного или субботнего) дня. Было один раз, (что) старая мать моя продала свой головной убор и принесла мне (вино, купленное на вырученные деньги, для) освящения дня.»

Итак, кое-какой набор практических советов начинает вырисовываться. Итак, чтобы долго жить, нужно:

1) Соблюдать уважение к месту молитвы.

2) Не давать прозвища своим друзьям, а Баалей Тосфот на этом листе говорят, что и нельзя называть человека обидным прозвищем, которое ему дали другие; и вообще, кто дает прозвища и обижает других произнесением прозвища не имеет доли в Олам а-Ба. Поэтому забудьте про прозвища — называйте человека так, как он сам называет себя.

3) Не жадничать относительно вина для кидуша и, как минимум, в вечер с пятницы на субботу и в канун Йом това делать освящение дня. И бонусом к этому Вы получите не только долголетие, но и разбогатеете, так как Гмара продолжает историю рабби Закая:

תנא כשמתה הניחה לו ג’ מאות גרבי יין כשמת הוא הניח לבניו שלשת אלפים גרבי יין

Учили: когда умерла (мать его), оставила ему три сотни бочек вина, а когда умер он оставил три тысячи бочек вина.

Вот видите: а всё началось с проданного колпака и купленной на вырученные деньги бутыли вина.

Ищем дальше полезные советы, как так жить, чтобы дольше прожить:

שאלו תלמידיו את ר»א בן שמוע במה הארכת ימים אמר להם מימי לא עשיתי קפנדריא לב»ה ולא פסעתי על ראשי עם קדוש ולא נשאתי כפי בלא ברכה

Спросили ученики рабби Эльазара бен Шамуа: «В чем долгота дней твоих (Из-за чего ты так долго живешь)?»

Сказал им: «Никогда не делал я короткий путь через Бейт Кнесет, и не ступал я по головам народа святого, и не поднимал я ладоней без брахи».

 

Для простых людей тут тоже есть полезная информация:

4) Нельзя извлекать из синагоги выгоду, даже такую маленькую, как пройти через ее двор для сокращения пути.

5) Нельзя идти по головам своих товарищей. Что это такое? По простому смыслу, это значит, что нельзя расталкивать своих товарищей в толпе. Но есть смысл чуть посложнее и, думаю, он понятен.

6) Коэны должны благословлять народ, и будет коэнам счастье.

Уже шесть (для большинства пять) полезных советов. Движемся дальше:

שאלו תלמידיו את ר’ פרידא במה הארכת ימים אמר להם מימי לא קדמני אדם לבית המדרש ולא ברכתי לפני כהן ולא אכלתי מבהמה שלא הורמו מתנותיה

Спросили ученики рабби Приду: «В чем долгота дней твоих (Из-за чего ты так долго живешь)?»

Сказал им: «Никогда не опережал меня человек, (приходя) в Бейт Мидраш, и не благословлял я (РаШИ: на трапезе) прежде коэна, и не ел я от (мяса) скота, пока не отделены подарки коэну».

Получается, что для долголетия требуется еще:

7) Рано приходить на учебу.

8) Оказывать почет коэну.

Не останавливаемся, ищем еще, если хотим долго жить:

שאלו תלמידיו את רבי נחוניא בן הקנה במה הארכת ימים אמר להם מימי לא נתכבדתי בקלון חברי ולא עלתה על מטתי קללת חברי וותרן בממוני הייתי

Спросили ученики рабби Нехуния бен hа-Кана: «В чем долгота дней твоих (Из-за чего ты так долго живешь)?»

Сказал им: «Никогда я не получал почет (за счет) унижения товарища, и не восходила на кровать мою ругань (обида) на товарищей, и был я уступчив в деньгах».

Вот эти рекомендации актуальны в любое время. Гмара говорит, что не только рабби Нехуния бен hа-Кана придерживался таких правил. Этот способ на долголетие был проверен также и другими мудрецами.

Теперь мы имеем еще дополнительные советы:

9) Не унижать товарищей. Вы мне скажете, что это тот же самый совет, что и под номером 2. А я скажу, что не совсем тот: там унижение словами, а тут об унижении действием. Гмара даже приводит пример, как не нужно делать: рав hуна, несмотря на то, что был мудрецом, сам работал мотыгой в поле. И встретил его рав Хана бар Ханилай и решил почтить мудреца, взял мотыгу и хотел нести ее вместо него. А рав hуна предупредил его. Если факт того, что рав Хана бар Ханилай ходит иногда с мотыгой на плече, известен соседям и знакомым рава Ханы, то нести можно. Но если окружающие удивятся, как такой важный человек идет с мотыгой, то лучше отдать мотыгу тому, кого с ней привыкли видеть.

10) Перед сном нужно простить своих товарищей, если вдруг случилось что-то неприятное, успокоиться и только потом лечь спать. Плохо думать в кровати строго запрещено!

11) Быть уступчивым в деньгах, как говорит дальше Гмара и комментаторы, — это значит давать правильно сдачу, не требовать мелкую монету в качестве сдачи в магазине и оставлять чаевые.

Осталось еще немного советов для получения долголетия:

א»ל מימי לא קבלתי מתנות ולא עמדתי על מדותי וותרן בממוני הייתי

Сказал (рабби Нехунья а-Гадоль) ему (рабби Акиве): «Никогда не принимал я подарков, и не настаивал на размерах (компенсации), и был я уступчив в деньгах».

Ну о пользе уступчивости в сдаче и чаевых мы уже знаем, добавилось из новых советов два (на самом деле три):

12) Не принимать подарков. Тут как бы нужно пояснить: вообще, если устрожить, то отказаться нужно от любых подарков, но на помощь приходит рабби Эльазар, который говорит, что речь идет о подарках от важных людей. В общем, дорогие подарки не брать, мелкие и неценные — можно.

13) Не требовать компенсации за проступки своих товарищей. Своими словами перескажу, что говорит Гмара по этому поводу, а Вы запомните эту вещь до следующего Рош а-Шана (и мне напомните), когда соберетесь делать ташлих у реки или другого водоема. Смысл такой: кто не кошмарит товарищей за их проступки, не требуя компенсации — моральной или материальной — за их проступки, это такой человек, на чьи грехи Ашем закроет глаза в Рош а-Шана. И всё это можно выучить из слов Ташлиха «Ми Эль камоха…». Значит, не требуем настойчиво компенсации в течение года и потом смело идем делать Ташлих в Рош а-Шана, так как те страницы, на которых записаны наши плохие гадости, Ашем перелистнет, даже не заглянув.

А теперь еще один совет, который вытекает из подарков и разъяснен рабби Зейрой (это тот самый, кого первым спросили за долголетие):

14) Приходить в гости, когда зовут. Вот так: Подарков не брать, а в гости ходить.

15) И есть еще пятнадцатый совет, про который я уже писал и дал ссылку: надо учить Тору. На листе, который лег в основу этих советов, рабби Йошуа бен Кархи всем спрашивающим о его долголетии сначала отвечал как одессит: «Не дождетесь!» Ну или почти так (?קצת בחיי). А потом раскрывал секрет, что нужно учиться.

Резюмирую: прочтите и запомните, и будет Вам счастье.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com