Поделиться

Подновляют ли равины Тору? | Зарисовка. Глава Аазину

yudasin aazinu 2

Трудно же поверить, что это написано почти 3500 лет назад:

«Они пробуждали Мою ревность небогом, гневили Меня своими суетами; и Я досажу им ненародом, народом подлым гневить буду их».

Это о наших «миролюбивых» соседушках? Воспитывают они детей с рождения террористами? Воруют, что не заперто? Наркотиками торгуют? Друг над другом измываюся? А одна учёная египетская дама недавно даже призвала «палестинцев» насиловать и унижать еврейских женщин, видя в этом не более, ни менее, как…гм… религиозную доблесть! Да и народом их объявили с подачи товарища Суслова 45 лет назад.

Да, конечно, о соседушках — да не только. Посмотрим, как комментируют наши учителя этот острый кусочек прощальной песни Моше. Вот слова рава Герца: «Евреи поклонялись божествам, в которых сами не верили (лишь бы найти повод делать, что хочешь). Мера за меру – Творец накажет их народом диким и аморальным. Захватив страну, те будут просто грабить, не думая о развитии экономики». Каково первое действие арафатовских «комсомольцев» при входе в подаренную Газу? Разгром главпочтампта. Артезианские источники под сектором Газы уже безнадёжно засалены, от хищнического водопользования…

Рав Герц опирается на Раши и Рамбана. Раши говорит об атеизме («(гневили) тем, что не божественное» (даже в их понимании). А Рамбан о политеизме, магизме, шаманизме («демонами, ведь нет Б-жественного, кроме Б-га!»). Очень интересно в констексте этого мнения ивритское написание имён. «Демоны» — «шедим». Вавилоняне, разрушившие Первый Храм, часто упомянуты в Танахе как «касдим». Технически – это название одного из 3-х больших народов, населявших Междуречье. «Касдим» пишется одинаково с «кешедим», «как демоны». Выходит, наказание, на языке символов, «мера за меру»: заигрывали с демонами, и вот…

О природе же «касдим» есть у мудрецов разночтения. Все согласны, что они «ненарод» (согласно многим пасукам Танаха). И пророчество о «гневлении ненародом» относится к разрушению Первого Храма и еврейского государства вавилонянами. Но — то ли они «ненарод» в силу примитивности своей культуры и письменности? То ли – поскольку отказались от участия в строительстве Вавилонской башни и потому не перечислены среди 70 основных народов («языков»)? Тех, на кого Создатель разделил человечество в наказание за гордыню. И после «рассеяния народов» на обжитую, но опустевшую вавилонщину пришли потомки не запятнавших себя участием в общем грехе. Тогда «ненарод» — скорее похвала.

«Подлый народ» в этом контексте оказывается римлянами. «Ибо встали они безжалостно против своих братьев». Исторически известно, что не только римская идеология силы и государственности, но и часть патрициев являлись прямыми (по крови) потомками нашего боевитого братишки Эсава. А уж о нравах этой великой империи, особенно начиная с конца 1-го века (разрушения 2-го Храма и постепенного набора силы христианством) – пожалуйте в исторические учебники. Даром, что основой современных правовых систем Европы стало пресловутое «римское право»…

Сифри предлагает в качестве «подлого (падшего) народа» жителей Берберии, Матуны и Матруны, которые «ходят в обществе голыми, а нет подлее в глазах Создателя, чем это» (пожалуйста, без ассоциаций с нынешней улицей!). Но обратимся к комментарию, звучащему ещё современней. Авней эзер: «Во времена, когда Израиль отходит от Торы ради суетных пустяков, подражая обычаям других народов, и преходящие фантазии становятся в их глазах важнее заповедей вечной Торы – восстают на них и начинают преследовать их народы, потерявшие человеческий облик, убивая безо всякой цели и смысла».

Вот что скажет про эти «суеты» (буквально: «пар») Сифтей коэн: «знают о пустоте их, подобно пару над кастрюлей с колдовским отваром. «Мистические» игры с религиями и медитациями народов как бы ослабляют влияние небесного воинства (на земную жизнь). И в итоге служат они даже не идолам, а пузырям над кастрюлей. И приходит против них даже не народ…». Приходят, например, кутим, смесь племён, расселённых Санхеривом на месте 10-и изгнанных колен и пытавшихся воспрепятствовать строительству 2-го Храма.

Восклицает в псалме царь Давид: «Сказал подлец в сердце своём – нет Б-га!». Подлецом здесь назван Аман – организатор попытки Холокоста в древней Персии. Этим именем зовётся также еретик и отступник. «Но ведь еретик может вполне прилично вести себя с людьми, не правильней ли называть этой низменной кличкой вора и убийцу?» — удивляется рав Моше Розенштейн.

И объясняет: всё правильно! Главное определение подлеца – чёрная неблагодарность. Он платит злом за добро. Сказавший «нет Б-га» — Того, кто даровал ему великолепный мир и самоё жизнь, Кто создал его и поддерживает – до предела неблагодарный человек. И тогда за бунт «ненарода» — атеистов и отступников внутри Израиля; за бездушное, за внешнее соблюдение Закона частью религиозных людей (без Б-га в сердце)… Приходят превратившиеся в злобных гиен толерантные и образованные немцы середины 20-го века. Приходят современные «мусульманские фундаменталисты», сотворившие из своей веры агитку для оправдания дикости и зверств…

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com