Поделиться

Рош аШана: Суд и праздник…

rosh ashana sud i prazdnik

Рош аШана является для нас одновременно и праздником, но самое главное,- днем Высшего Суда. В день Рош аШана (1-2 Тишрей, в этом году 19-20 сентября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. С этого дня начинается отсчёт дней нового года у народа Израиля. Рош аШана означает не только начало года, а также рождение человечества. Поэтому с него и ведется летоисчисление. Именно в Рош аШана определяется судьба человека на следующий год, когда все мы предстаем перед Судом Вс-вышнего, и каждый должен представить Вс-вышнему свой «жизненный бизнес-план», как он планирует прожить следующий год . На основании этого плана Вс-вышний примет решение, что нужно выделить человеку для выполнения плана и решение о том, нужен такой человек Г-споду или нет.

В канун Рош аШана встают до наступления утра для чтения Слихот и покаянных молитв, стараясь завершить тшуву, ибо это последний находящийся в нашем распоряжении день перед Днем Суда, когда мы предстанем перед Творцом с отчетом за прожитый год и планом на будущий. В этот день мы более, чем когда-либо, остерегаемся обидеть другого человека или иначе согрешить перед ним, и стараемся, чтобы ничто не отвлекало нас от процесса тшувы. В синагогах в Рош аШана трубят в шофар — как призыв к раскаянию в день Суда и в знак утверждения Б-жественной власти над творениями в новом году и приветствуют друг друга «Ктива вэ Хатима Това» — «Да будете вы записаны на счастливый год».

В этот день был создан Адам Ришон (первый человек), который за нарушение данного Б-гом запрета был осужден на изгнание из Ган Эден. С того времени Вс-вышний в этот день каждый год творит суд над всем человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. В Талмуде, в отделе «Моэд» — трактат Беца сказано, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году.

В эти дни на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Поэтому мы должны как можно усерднее молиться и просить у Вс-вышнего прощения за свои ошибки, совершенные в уходящем году. Мы проводим самоанализ и покаяние, обдумываем, как исправить свои недостатки и проступки, и искренне верим в то, что Господь желает всем добра и благополучия. Наши Мудрецы говорят, что молитвы и раскаяние в эти дни могут повлиять на решение Творца.

Перед Вс-вышним в это время открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, тех, кто чаще совершал недобрые поступки. И, наконец, в третьей книге, что лежит посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не великие грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся в равновесии, поэтому ещё есть шанс исправить свою участь искренним покаянием и тшувой.

Самое важное, не забудьте расторгнуть данные в течение года обеты, чтобы предстать перед судом Всевышнего очищенными от тяжкого греха: неисполненных обетов (в том числе просто забытых и потому оставшихся неисполненными). Для этого в первый день Рош аШана (если первый день приходится на Шабат, как в этом году — то во второй) проводится обряд ташлих («сбрасывание грехов») — все собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят стих из книги Пророков, трактат Миха 7:19: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» , и другие гимны и молитвы, указанные в Сидуре. При этом все бросают в воду крошки хлеба для рыб.

Раби Яков Меллн объяснил, что запрещено бросать в воду крошки в Шабат, поэтому обряд ташлих переносился на следующий день. Раби Исаия Горовиц писал, что в этом обряде рыба служит человеку напоминанием ο его судьбе и побуждает к покаянию, согласно словам Коэлет: «Как рыба, пойманная в роковой невод». А так как y рыбы нет бровей и глаза y неё всегда открыты, то она символизирует вечно бодрствующего Охранителя Израиля. Каббалисты говорят, что во время обряда ташлих нужно потряхивать концами одежды для сбрасывания клипот.

В день Рош аШана произошли события, имеющие большое значение для народа Израиля:
1. Создание первого человека (Адам Ришон), создание Евы. За нарушение запрета не есть от дерева познания добра и зла, они были изгнаны из Ган Эдэн.
2. Ноах вышел из ковчега после потопа.
3. Была послана беременность Саре, Рахели и Хане.
4. Жертвоприношение Ицхака.
5. Йосеф вышел из заточения.
6. Прекратился каторжный труд евреев во время египетского рабства.

Принято перед Рош аШана давать больше Цдаки! Мы все должны поблагодарить Вс-вышнего за то, что Он помог нам дожить до дня этого праздника. С Рош аШана начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета» или «Десять дней раскаяния», продолжающиеся до Йом Кипур. Считается, что в начале этого периода Вс-вышний восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Он Благословенный «пересаживается» на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться.

Желаю вам всем радостного празднования, вкусных угощений, сладких и приятных, как мед, встреч с родными людьми. Пусть в ваших домах всегда будет мир, счастье, любовь и достаток. Пусть сладость мёда, тепло халы, аромат свежих яблок и зёрен граната в праздник Рош аШана принесут вашим семьям достаток, яркие и радостные события, уют, доброту, взаимопонимание и ласку!

Пусть Вс-вышний наградит вас в Новом году прекрасною судьбою, а Новый год принесёт Обновление вашей жизни, радость, удачу и счастье. Дай Б-г, чтобы вы были записаны на счастливый год в книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!

Ктива вэ Хатима Това! Лешана Това уМэтука!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com