Поделиться

🕍 Синагога — дом молитвы и не только

Синагога дом молитвы и не только

Почему синагога является центральным местом жизни современной еврейской общины?

В сегодняшнем мире синагога ассоциируется прежде всего с еврейским местом служения Вс-вышнему и проведения общественных молитв — так же, как церковь у христиан или мечеть у мусульман. Однако, если копнуть глубже, мы обнаружим, что синагога для еврея — заведение намного более значимое и универсальное. В чем же заключается ее роль и функции? Читайте нашу статью — и узнаете!

Синагоги от древности до наших дней: зарождение и развитие

Слово «синагога» — греческого происхождения, используется в основном в нееврейской среде и переводится как «собрание», «сонмище». В иврите ближайшим по смыслу термином является бейт кнесет (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת) — буквально «дом собрания». Данное выражение упоминается в раввинистической литературе наряду с «домом молитвы» (бейт тфила) и «домом учения» (бейт мидраш).

Согласно мнению большинства историков, появление мест общественного собрания евреев, ставших прототипом синагог, произошло около 25-ти назад в период вавилонского изгнания 1, после разрушения Первого Храма. В те времена изгнанные в Вавилон евреи собирались вместе в домах друг друга, чтобы молиться и изучать Тору. Впоследствии были возведены отдельные специальные здания для молитвы.

В начале периода Второго Храма религиозные авторитеты постановили, что еврею следует совершать молитвы вместе с общиной. Поэтому каждая община должна была возвести и обустроить свой «дом собрания», где евреи могли совершать молитвы в Шабат, в дни праздников и в будни.

Первым упоминанием слова «синагога» принято считать знаменитую надпись на камне, сделанную на стыке тысячелетий и обнаруженную чуть более 100 лет назад французским археологом Раймондом Вейлем. Текст, выбитый на ней, гласит:

 

«Теодот, сын Ветена, священник и глава синагоги, сын главы синагоги, внук главы синагоги, построил синагогу для чтения Торы и изучения заповедей, а также постоялый двор, и комнаты, и резервуары с водой для пристанища нуждающимся из чужих краёв, а основали её его отцы, и старейшины, и Симонид».

Стоит отметить, что основная функция современных синагог — место проведения молитв — здесь не упомянута.
В еврейских текстах этого периода упоминается огромное количество синагог, находившихся в Иерусалиме. Однако приведенные цифры — примерно от 394 до 480, по-видимому, являются преувеличением и не подтверждаются археологическими находками.

В эпоху Средних веков возникли синагоги, имевшие уже более схожие схожие с современными элементы. Она представляла собой главное здание общины, включающее школу, микву, ешиву, суд и другие функции. Синагога стала местом для проведения различных общинных мероприятий, объединяющих членов общины не только за процессом учебы, но и во время других повседневных занятий. Имеются свидетельства о появлении мест для отдельной молитвы мужчин и женщин в именно этот период.

В Восточной Европе в 16 веке было возведено множество синагог из дерева — этот материал был выбран за свою доступность и низкую стоимость. Внешне они не выделялись роскошью, однако внутри многие представляли собой настоящие произведения искусства, украшенные расписанными стенами и потолками. К сожалению, большая часть эти сооружений не уцелела из-за пожаров в период военных конфликтов и погромов.

Почти в каждой стране, где существовали еврейские общины, можно обнаружить великолепные синагоги XIX века. Большинство из них были построены в популярных стилях «возрождения» того времени: неоклассицизм, неовизантийский, неороманский, неомавританский, неоготика и неогреческий стиль. Однако в эпоху расцвета исторической архитектуры XIX и начала XX веков, даже при возведении самых масштабных проектов синагог, архитекторы не стремились придерживаться одного конкретного стиля.

Говоря о современных синагогах, на которые оказал влияние постмодернизм, стоит упомянуть такие из них, как «Микве-Исраэль» и «Бет-Шалом» в Филадельфии: последняя представляет собой архитектурное сочетание двух треугольных призм, формирующих шестиугольник. Также следует отметить синагогу в Страсбурге, «Иешурун» и Большую синагогу в Иерусалиме. Характерной чертой многих израильских синагог, построенных в 1980-е годы, является сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой, такой как изображение Маген-Давида или Скрижалей Завета. Большая синагога в Иерусалиме, возведенная в 1982 году под руководством Александра Фридмана, является крупнейшей в городе. Ее интерьер отличается роскошью, а цветные витражи придают ей великолепный вид, что делает ее популярным местом среди туристов.

Устройство синагоги

Хотя архитектурный стиль и оформление синагог может быть различным (от отдельного зала в большом доме, который используется и для других целей, и до роскошных зданий, обладающих богатым убранством и уникальным дизайном), их внутреннее устройство едино и основано на конструкции Иерусалимского Храма, который, в свою очередь, был построен по образцу Мишкана — переносного Шатра, созданного евреями по точным указаниям Вс-вышнего в пустыне.

Согласно правилам, здание синагоги следует располагать на самом высоком месте в городе. Фасад синагоги всегда обращен в сторону Израиля, в идеале — к Иерусалиму, где находился Храм (в случае с синагогами Европы это подразумевает ориентацию на восток).

Синагоги обычно имеют прямоугольную форму. В соответствии с установленным еще в Храме обычаем, восходящим к моменту Дарования Торы, места для молитвы мужчин и женщин разделены — это делается с помощью преграды, называемой мехица. Тора гласит: «Знай, перед кем стоишь». Когда человек молится, ему необходимо полностью сосредоточиться на связи с Б-гом. Молитвенный зал — не место для мыслей о бытовых заботах (семья) или романтических переживаниях, и поэтому женщины молятся в специально отведенном пространстве, получившем название эзрат нашим — «женский двор».

У входа в синагогу устанавливается раковина для омовения рук перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует святилищу в Храме, устанавливается большой шкаф, покрытый занавесом, символизирующий Ковчег завета — арон кодеш. В шкафу хранятся свитки Торы — самая священная вещь в синагоге. Место в зале синагоги, где находится шкаф со свитками Торы, всегда направлено в сторону Иерусалима.

В центре синагоги располагается возвышение (бима), с которого читается Тора, и на котором установлен стол для свитка. Такая конструкция символизирует помост, с которого читали Тору в Храме. Над ковчегом находится «неугасимый светильник» (нер тамид), который всегда горит и символизирует менору — масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно. Рядом со светильником обычно устанавливают каменную плиту или бронзовую доску с выгравированным на ней текстом Десяти заповедей.

Функции синагоги

Место общинной молитвы

Ключевая роль синагоги в иудаизме заключается прежде всего в том, что это место для коллективной молитвы общины. В синагоге община собирается для участия в совместных ежедневных и праздничных молитвах, а также для молитв по особым случаям.

Место изучения святых текстов

Исторически уже достаточно давно сложилась практика обустраивать при синагогах школы, где дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что каждая из иерусалимских синагог имела две школы – начальную и среднюю. Зал для молитвы и место для проведения занятий Торой могут как находиться как в одном помещении, так и располагаться в разных комнатах, которе соединены между собой.

Есть обычай, берущий свое начало с древних времен, выступать в синагоге в Шабат или праздники с лекциями, посвященными нынешней недельной главе Торы либо нюансам еврейского закона, касающихся наступающего праздника. Такую лекцию, как правило, проводит один из наиболее осведомленных в выбранной теме членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, в субботу после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно группы для изучения Торы.

Библиотека еврейской религиозной литературы

По традиции, синагога должна иметь библиотеку, в которой хранятся книги, посвященные еврейскому учению. Считается очень благочестивым приобрести книги, чтобы передать их в библиотеку синагоги. Практически в любой синагоге вы сможете отыскать Хумаш (Пятикнижие) с комментариями, Мишну, Талмуд, произведения Рамбама, полный кодекс еврейского закона — Шульхан Арух и множество других книг. Любому члену общины позволяется использовать эти книги. Обычно можно брать их домой, но о своем желании следует обязательно предупредить управляющего имуществом и распорядителя синагоги – шамеса.

Центр общественной жизни еврея

Исходя из названия, синагога является центральным местом общественной жизни — здесь проводятся различные мероприятия, встречи и торжества для всей общины и ее отдельных членов. В синагоге часто устраивают церемонии, связанные с исполнением заповедей, таких как бар мицва, брит мила (обрезание), пидьон а-бен (выкуп первенца) и других. Также синагога может быть использована как место заседания раввинского суда — бейт дина.

Руководящий состав синагоги, помимо обеспечения нужд самого учреждения, также часто организует сборы средств для помощи нуждающимся, делая синагогу центром благотворительности. В прошлом многие синагоги служили подобием постоялого двора и располагали комнатами для гостей, где останавливались путники, и даже имели конюшни для лошадей. Некоторые синагоги строились возле реки из-за наличия миквы — бассейна для ритуального омовения.

Подводя итоги

Синагога – это не просто здание, а символ богатой истории, веры и единения еврейского народа. Являясь местом служения Вс-вышнему, обучения и социального взаимодействия, синагога играет важную роль в сохранении и передаче еврейской культуры и традиций.
Она свидетельствует о выживаемости, силе и настойчивости евреев, которые, несмотря на многовековые преследования и гонения, находят силы собираться вместе и возносить хвалу Б-гу. Сегодня в синагоге можно встретить людей разных возрастов и социальных слоев, объединенных одной верой и традицией.

Синагога призывает нас помнить о нашем прошлом, ценить настоящее и строить будущее на основе ценностей и традиций, которые она воплощает.

Так что, будь то величественные эффектные постройки или скромные здания, древние или современные – каждая синагога является уникальным памятником, достойным уважения и сохранения. Поэтому важно делать свой вклад в обеспечение их работы и поддерживать их роль в жизни еврейских общин. Ведь синагога – это не просто постройка, а священное место, где находит свое проявление душа и вера еврейского народа.

Смотрите также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra/

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com