Чему учит нас подготовка Яакова к встрече с братом Эсавом и возращению домой? Узнаем в уроке из недельной главы Ваишлах…
Каждый день, из двадцати лет разлуки с отчим домом, праотец Яаков мечтает о возвращении домой, и, как видим, возвращение дается ему нелегко. Оно обусловлено тремя причинами:
1. Всевышний открывается ему и велит возвращаться в Святую Землю.
2. Его мать, Ривка, посылает к нему свою няню Двору с известием ( как и было между ними договорено), что ждет сына домой.
«И послал Яаков ангелов пред собой к Эсаву, своему брату, на землю Сеира, поле Эдома» (Берешит, 32:4).
Подумаем, что стоит за этим его поступком?
Подобно этому, праотец Яаков мог разбудить гнев Эсава, «уснувший» на тридцать четыре года разлуки. Но, несмотря на грозящую ему опасность от встречи с братом-злодеем, он решил не скрывать от него своё возвращение по двум причинам:
1. Не было другого пути в землю Кнаан, как только через Эдом (где проживал Эсав).
2. Лаван, по-прежнему ненавидя своего зятя, мог сообщить племянничку о намерениях брата.
Так и случилось. Именно письмо дядюшки, отправленное Эсаву сразу же после неудачной погони и попытки навредить зятю, в котором он слёзно сообщает, что «неблагодарный Яаков, ограбив его, сбежал, лишив возможности на прощание обнять дочерей и внуков», и просит отомстить за него, «сработало», разбудив гнев злодея! (Меам Лоэз. Глава «Ваишлах»).
Эсав, собрав огромное по тем временам войско, готов наконец-то окончательно свести счёты с Яаковом. Мы знаем, что наш праотец не хочет войны, хотя и готов к ней.
Меам Лоэз сообщает, что укрепиться в желании не воевать ему помогает письмо матери Ривки. Она сообщает сыну о военной помощи: их семьдесят два раба, сильных и искусных в военном деле, выступили, чтобы укрепить его стан. В своём письме мать также предупреждает Яакова, что гнев Эсава разбужен, и он не скрывает своё намерение отомстить, но она просит Яакова не допустить кровопролитие! И наш великий праотец преподаёт нам на тысячелетия урок, как в житейских ситуациях погасить гнев восставших на нас. Позже, мудрецы зафиксировали это в поучениях: «Тихий голос и молчание успокаивают гнев».
Принято считать, что Эсав успокоился, получив от Яакова подарки и, увидев, с каким почтением тот его встречает. Но отметим, что прежде, Яаков посылает к брату посланников передать ему несколько простеньких слов: «… им Лаван гарти…» (С Лаваном жил). И здесь глубокий намёк на то, что он выдержал в мире непростых человеческих отношений труднейший экзамен, и остался верным Торе. И это главное орудие против ненависти Эсава, его злобы и жестокости.
Рав Ицках Зильберштейн приводит в книге «Алейну лешабеах» рассказ о раве Шахе (זצל) на стих «… им Лаван гарти…»
Однажды попал в больницу рош ешивы Понович, знаменитый рав Шах. Мудрец был тогда в почтенном возрасте. Он попросил у сопровождающих его родственников помочь встать с больничной койки и спуститься этажом ниже отделения, где его госпитализировали. Зная о болезненности и слабости рава, они очень удивились и попытались убедить мудреца отказаться от своего намерения, но не смогли… Глава поколения потребовал выполнить его просьбу. Когда спросили у него, чем вызвано такое желание рава, он ответил, что стало ему известно о госпитализации этажом ниже еврея, у которого нет мира в семье, и он хочет в сердечной беседе уговорить его не вредить своей жене.
«Но для чего должен напрягать себя руководитель известной ешивы, чтобы спуститься к этому человеку? Не проще ли попросить его подняться в палату к раву?!» — очень удивились родственники главы поколения.
Ответил им праведный мудрец: «Уже долгое время я пытаюсь достучаться до его сердца, но всё безуспешно. Так много мы говорили на эту тему, что нет у меня уже ничего добавить, чтобы восстановить мир в их семье. Но я не теряю надежды, и хочу использовать каждую дополнительную возможность воздействовать на этого еврея. Однако, даже если он поднимется ко мне в палату, что мне ему добавить?!
Другое дело, если я «через не могу» спущусь к нему в отделение, тогда Создатель, в заслугу моих усилий, может быть, вложит в мои уста нужные для этого еврея слова!».
Отсюда можно выучить, что есть случаи, когда человек должен предпринять какое-либо действие, не только надеясь преуспеть, а и с целью пробудить Милосердие Небес. Таким образом, можно понять, что имеет ввиду праотец Яков, когда говорит: «Им Лаван гарти…».
Двадцать лет трудностей в отношениях с тестем-злодеем и то, что он ему не уподобился, дают Яакову заслугу на помощь Свыше. И это предупреждение Эсаву через намёк! И тот в состоянии понять, что значит гарти (613 заповедей Торы, от которых Яаков не отступил «ни на йоту»).
Источник: сайт общины «Дор Ревии», г. Ашдод