Поделиться

Глава Ваеце | Ступени будущего

Арье Юдасин Ваеце Сифтей Коэн

Заметка по недельной главе Ваеце — по комментариям Шаха, автора «Сифтей Коэн»

Сейчас побалакаем малехо более серьёзненько. Как-никак, будущее предсказываем, духов судьбы по-чекистски допытываем; ну просто чистая хиромантия и столоверчение! – а за это иногда платят основательно.

Один из известнейших символов Традиции, тысячекратно обыгранный искусством – «лестница Якова», о которой рассказывает глава Ваеце (мы о ней уже беседовали). Спросим про неё у Шаха. А поскольку наш праотец видел лестницу, покидая Беер Шеву, начнём рассказ с сего путешествия.

Яков уходит, по велению родителей, от ненавидящего его брата Эсава. Куда? Мать направила сына к родне в Харан, отец – ещё дальше на Восток, в Падан Арам. Шах предположил, что Ицхак специально громко объявил о далёком путешествии Якова, дабы Эсав не торопился в погоню. Яков же, со своей стороны, сперва сьездил в Падан Арам (по слову отца), а затем вернулся в Харан (чтобы исполнить волю матери).

«Вышел Яков из Беер Шевы и пошёл в Харан» — говорит глава Ваеце. С большим караваном вышел, между прочим, но упомянут лишь он один. Потому, учат мудрецы, что когда уходит праведник, это оставляет след (потери) на всём городе.  Прочие путешественники – ну, пришли, ну, ушли… А вторая причина умолчания о попутчиках: дело в том, что «пошёл в Харан» — это вовсе не о прощании с родным домом, но о гораздо более позднем уходе из ешивы Шема и Эвера. Там Яков проучился 14 лет, с огромным наслаждением и стараясь не отрываться ни на минуту. И из неё действительно ушёл в одиночку.

Беда с евреями! Представляете, фраза из 5-и слов – а между началом и концом 14 лет разницы, и сколько событий! До этакого не доплюнуть самому молчаливому эстонцу. Хорошо хоть, сами евреи иногда знают, о чём говорят. Видать, кто-то им нашёптывает?

Оборот «из Беер Шевы» Шах видит как соединение букв 3-х слов: отец, Шем, Эвер. (сдаюсь! – в русском переводе это абсолютно неощутимо; поверьте хоть на слово…) Название же «Харан» близко к «харон», гнев. Не отсюда ли, кстати, греки взяли имя своего лодочника — перевозчика в страну мёртвых, Харона?

Вполне понятно, что Якову не шибко хотелось отрываться от возвышенного учения в доме праведников и очутиться там, где пылает Б-жий гнев из-за беспутного поведения жителей. Но – волю родителей надо выполнять.  Тем более, Беер Шева – земля, словно предназначенная для клятвы, надёжного обязательства.

Когда же Яков подойдёт к холмику своей ночёвки, слово «место» в пасуке упомянется трижды. Поскольку это не простое место.  Здесь будут стоять Иерусалимские Храмы. Пасук намекает как на Первый и Второй Храмы, которые разрушатся, так и на Третий, вечный  Храм, да будет он скорее выстроен!

Но вот неожиданно рано зашло Солнце и Яков собрал себе камни для изголовья. И тут, удивительное совпадение — гематрия этих самых «камней» оказалась равна полной гематрии Тетраграматона,- Имени Создателя в аспекте Его вечности и милосердия! И вся ситуация со сном Якова стала универсальной.

«Лестница установлена на земле, а голова её достигает небес». Лестница во сне из главы Ваеце — связь между землёй и небесами, меж душой и телом человека. Больше того, само имя «Яков» с прибавлением числа его букв (это одна из 32-х стандартных гематрий), числом равно «маком», «место». Да, но «Место мира» — это же одно из имён Создателя! Выходит, Всевышний видит Своё в нижнем мире место где-то невдалеке от Якова-Израиля?

А полный оборот «на месте» — гематрией тождественен глаголу «пеках» («прозреть», «быть умным»). Короче говоря, заключает Шах, Якову во сне открылись роль и цель человека в сотворённом для него мире.

Подтверждение этому Шах находит, в частности, в том, что начала слов отрывка фразы «лестница, укреплённая на земле» складываются в «это – тело». А после нескольких стандартных (в каббале) математических преобразований мы от «в небесах» перейдём к 3-м уровням души – нефеш (душа земная), руах (дух) и нешама (высшая разумная душа)…

По лестнице поднимаются и спускаются ангелы. Поступки людей (помимо их чисто материальных следствий) поднимают весь мир, дают силу ангелам милосердия. Или, не дай Б-г, противоположному. Также «поднимающиеся» – те два ангела, кто разрушал Сдом. Они сказали тогда: «Мы разрушаем» — а это для ангелов, прямых исполнителей Воли Предержащего, серьёзное нарушение. Только сейчас, с духовной поддержкой праведника, провинившиеся посланцы смогли вернуться на небеса.

В другом контексте эти ангелы – Моше и Аарон. О них говорит Тора, описывая Синайское Откровение: «А Моше (Б-г) сказал: поднимитесь к  Г-споду ты и Аарон».  Говорит древний Мидраш раба: сон Якова из главы Ваеце символически описывает само Синайское Откровение! И находит между ними множество структурных подобий.

Упомянем в этой необъятной теме лишь ещё один момент. И Авраам, и Ицхак получили от Творца право на владение Землёй Израиля для своих потомков. Не случайно сам счёт 400-сотлетнего изгнания Тора отсчитывает не от физического спуска Якова с сыновьями в Египет, но от момента рождения Ицхака. Ведь это был первый, пригодный в израильские «лендлорды» потомок Авраама, кому Земля-таки не дана!

Зато Якову обещано иначе: «тебе отдам её и потомству твоему». Именно на это намекают наши мудрецы, подмечая странность в описании смерти Якова-Израиля: «и приложился к народу своему». Про  прочих: Авраама, Ицхака, Ишмаэля… ещё прибавлено: «умер и…». «Праотец Яков не умер»! Как не умирает каждый, кто действительно стал частицей народа – Б-жьего посланника. Но нам, с нашими земными глазами, это пока тяжело уразуметь.

Уф, ну, теперь-то ближайшее будущее прояснилось наконец, я вас спрашиваю?!

Читайте также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com