Поделиться

Толпа и личность | Комментарии к недельной главе «Толдот»

Рав Михаил Коган Глава Толдот 5781

Добрый день, дорогие друзья!

В эту субботу мы читаем недельную главу Толдот. «Толдот» — «Происхождение».

Ну и тут мы впервые встречаемся с Яаковом — с тем, от кого происходит весь наш еврейский народ. Мы «бней Яаков» — «сыны Яакова». И в самом начале нам рассказано о том, как рождаются два брата-близнеца: Эйсав и Яаков. Вот об этом как раз я хочу поговорить с вами.

Я читаю книгу Берейшит, глава 25, начиная с 25 посука. Здесь как раз происходит момень рождения. И сказано так:

«И вышел первый, весь красный, как плащ из волос, и назвали его имя Эсав. И после этого вышел его брат, и рука его держится за пятку Эсава, и назвал имя его Яаков».

Вот я вам прочитал один стих. Что меня здесь привлекает?

Почему-то когда рождается Эсав, сказано что «и назвали его Эсав» — во множественном числе, а когда рождается Яаков, написано «и назвал его Яаков». В случае рождения Эсава — «назвали», во множественном числе, а в случае рождения Яакова — «назвал», в единственном числе.

Естественно, это же происходит одновременно — тут же рождается один и вслед за ним другой рождается. Вот почему. Естественно, комментаторы не могут пройти мимо этого, и первый комментарий — Раши, он нам объясняет, что Эсава назвали все, то есть, все, кто там находился. Они увидели, как рождается Эсав; кстати, Эсав — от слова «асуй», «сделанный», он как бы «готовый», уже родился весь готовый. Все, кто там был, воскликнули, наверное, в один голос: «Эсав!» — сделанный!

И когда рождается Яаков, почему-то только один его называет. И Раши дает по этому поводу два комментария. Первый комментарий — что сам Вс-вышний его называет «Иаков», по разным причинам: «экев» — это пятка, потому что он держался за пятку. Но не в этом смысле, а в том, что он как бы все завершает. Если Эсав все начинает, он часть материального мира, то Яаков все завершает. Весь процесс у него будет потом, после Эсава.

Значит, сам Вс-вышний называет его этим именем, и второй вариант, который приводит Раши — это что Ицхак, отец дает имя этому мальчику. Как обычно отец дает имя своему сыну, так и здесь. Хотя в дальнейшем мы увидим, что и матери дают своим сыновьям имена.

Вот это комментарий Раши. Но меня заинтересовал другой комментарий. Был такой очень известный комментатор Кли якар, раби Шломо Эфраим, и я частенько на него ссылаюсь, потому что мне интересны его комментарии в последнее время. Он пишет о другом…

Продолжение смотрите в видео!

Источник: личная страница раввина Михаила Когана

Смотрите также:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com