⚔ Тора и жестокость – Vaikra.com
Рубрики

⚔ Тора и жестокость

Помочь уроку

Жестокость Торы Рав Меир Брук

Многих людей отталкивает кажущаяся жестокость событий, которые описывает Тора. Воспитанным в традициях гуманизма, нам тяжело читать рассказы о уничтожении семи народов, геноцид в Шхеме, закидывание камнями и другие «варварства».

Займемся анализом этих текстов и их смыслом.

В Торе есть два случая описания приказа Вс-вышнего об уничтожении целых народов. Шла речь об Амалеке и о семи ханаанских народах, заселявших Израиль до прихода евреев.

Эти события имеют чисто историческое «место» и сейчас не применимы. Дело в том, что только Б-г с помощью прямого пророчества мог приказать евреям уничтожить народ. Уже около 2.500 лет пророчества нет и мы не можем получать подобные указания.

Более того, в более новые времена Амалек перестал быть конкретным народом, а стал «переходящей» функцией.
Так, во время Холокоста фашисты вели себя как Амалек, но после войны у них эту роль отобрали. И мы не можем навечно продолжать связывать немцев с амалекитянами.

Когда Б-г заповедал очистить Израиль от ханаанцев, шла речь о выборе для каждого из ханаанских народов одного из трех сценариев.
а) уйти с миром и очистить территорию, предназначеную для святости;
б) остаться и стать «гер тошав» – народом, который готов взять на себя минимум цивилизованности (включая отказ от идолопоклонства) и платит налоги.
в) если же они хотели продолжать занимать Святую Землю, сохраняя свои нравы, то только тогда их надо было ликвидировать.

ИХ НРАВЫ.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Были общие правила ведения войн в древние времена и евреи в целом были не более жестокими, чем их соседи. За время последнего галута евреи вообще растеряли свою воинственность.
С другой стороны, мы видим, что и в ХХ веке была возможна максимальная жестокость, например, фашизм.

ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА.

Отдельные персонажи отличались индивидуальной жестокостью. В частности, это Шимон и Леви, вырезавшие город Шхем.
Но сама Тора в лице их отца Яакова — осуждает такую чрезмерную жестокость.

ПРОЕКЦИОННЫЙ СИМВОЛИЗМ.

Все сюжеты Торы, включая войны, описывают на символическом уровне процессы конфликтов происходящие во внутреннем мире человека.

КАЗНИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ТОРЫ.

Тора описывает два случая – проклинатель и нарушитель Шабата.
У этого подхода — есть как минимум три аспекта.

а) на символическом уровне это показывает строгость отношения Торы к этим поступкам.
В частности, мы учим из этого, насколько высоко Тора ценит Шабат (который современный человек не оценивает так же серьезно).
б) исторически — во времена правления Римлян, Санхедрин сам снял с себя полномочия выносить смертные приговоры.
в) в более ранние времена — если смертный приговор выносился судом 1 раз в 70 лет, то такой суд считался жестоким.

Поль Гюстав Доре. Голова Олоферна
Поль Гюстав Доре. Голова Олоферна

О РАЗВРАТЕ.

Есть в Торе и тема разврата — связанная с мидьянитянками и Зимри, которого убил Пинхас.

В то время, евреи находились под особым надзором Вс-вышнего.
Тора рассказывает нам, что то «послабление» которое позволили себе евреи — непосредственно привело к мору (в котором умерло 24000 человек). Мор — гнев Вс-вышнего.
Когда Пинхас убил Зимри — мор мгновенно остановился.

У этого события есть несколько посланий.
а) в тот период, когда на евреях лежала особая историческая миссия — и спрос с них был особый (включая наказание за нарушение).
б) это показывает тот уровень духовной «близости» евреев ко Вс-вышнему.
в) с другой стороны, это показывает, что в сегодняшнее время, когда мы более отдалены от Вс-вышнего, наши прегрешения приводят к менее фатальным последствиям и поэтому столь суровое наказание не применяется.

Возникает вопрос: хорошо это или плохо, что мы сейчас можем «грешить безнаказанно».

С точки зрения человека безалаберного, чем меньше спрос — тем лучше.
На самом деле, если мы понимаем, что близость к Б-гу — это не обуза, а высшая форма Бытия, то мы по-другому будем смотреть на ситуацию.

На самом деле, у нас сейчас гораздо лучшая ситуация — мы можем взять позитивную часть общения с Б-гом без негативной.
Т.е. мы должны чувствовать свою ответственность за связь с Вс-вышним, не потому, что мы боимся жестокого наказания (которое сейчас «не работает»), а исходя из собственной сознательности.

Именно этим отличается взрослый от ребенка.
Ребенок ведет себя хорошо из боязни наказания. Взрослый ведет себя достойно и без «палки».

Именно так мы должны понимать «строгости» Торы — как уроки для собственного взросления.

Источник: сайт р. Меира Брука

Читайте также:

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments