Поделиться

Три недели траура. Часть 1

В трауре, посвященном разрушению Храма, есть разные градации. Чем больше мы приближаемся ко дню 9 ава, тем сильнее становится наш траур. Начиная с 17 таммуза, мы не делаем свадеб и не стрижемся (каждый в соответствии со своим обычаем). С начала месяца ав мы уменьшаем нашу радость: не едим мяса, не пьем вина и не стираем одежду (каждый в соответствии со своим обычаем).

Когда начинается неделя на которую выпадает 9 Ава, законы траура становятся еще более суровыми. В канун 9 ава мы ведем себя так же, как тот, у кого умер близкий родственник. В сам день девятого ава мы принимаем на себя пять ограничений (не пьем, не едим, ограничиваем себя в умащении маслами, супружеской близости и не носим кожаную обувь), сидим на полу, не накладываем тфилин. Все это в преддверии той минуты, когда был сожжен наш Храм. И вот в ту самую минуту, с наступлением полудня, мы частично заканчиваем траур! В то время когда горел Храм. Встаем с земли, одеваем талит и тфилин.

В чем причина? Весь наш траур был лишь подготовкой к этой минуте! И в тот самый момент, когда горел Храм, мы заканчиваем траур. Самое простое объяснение приводит Мидраш. Мы радуемся тому, что Всевышний пролил ярость на камни и деревья, а не на еврейский народ. Кроме этого каббалисты учат нас, что 9 ава после полудня должен родиться Машиах. И это тоже не совсем понятная вещь – разве время, когда был сожжен Храм, самое удачное для рождения Машиаха?

Но отсюда мы можем увидеть, что чем большим у нас был траур, тем большее утешение за ним последует. Ведь Машиах должен родиться не в Песах и не в Шавуот! Только в день самого большого траура и скорби содержится ключ для самого большого утешения — рождения Машиаха. Так говорят наши мудрецы: Тот, кто скорбит об Иерусалиме, увидит его в радости. Но все же необходимо объяснить, почему для утешения нужны скорбь и траур.

Пророк Зхарья говорит в своем пророчестве, что пост 9 ава станет радостным днем. Но уже в наше время в этом дне скрыт потенциал праздника. У каждого праздника есть свое определение. Песах — время свободы, Шавуот время дарования Торы, Рош Ашана – день памяти. Как можно определить день девятого ава?

Этому может помочь одна хасидская идея, принадлежащая перу рабби Моше из Кобрина. Он пишет, что три недели траура повторяют три недели от Рош Ашана до Йом Киппура. Поэтому можно сказать, что и 9 ава — это день памяти, так же, как Рош Ашана. В Рош Ашана Всевышний «вспоминает» все свои творения. А что мы вспоминаем 9 ава? Что вообще значит воспоминание?

Сила воспоминания одна из самых распространенных. Если человек ничего не помнит, то он лишен родственников, друзей. Такой человек живет только настоящим моментом, у него нет никакой связи с прошлым. Если он завтракает, то в эту минуту он «съедает» все свое прошлое. Он мало чем отличается от животного. У животного нет памяти — у него тоже. Человек, у которого есть память, помнит все, что он учил и знает, что его жизнь не ограничена одной тарелкой с едой. Его жизнь сегодня связана с его прошлым. Всю свою жизнь он помнит «откуда пришел и куда идет». Память это смысл жизни.

Рош Ашана — это день памяти. Что это значит? Если бы Всевышний судил мир в Рош Ашана в соответствии с нашим положением сейчас, то ни у кого из живущих не было бы шансов на хороший приговор. Поэтому часть нашей молитвы в Рош Ашана называется «воспоминания» — мы как бы напоминаем Всевышнему, что мир имеет историю, он не существует один миг. В этом мире были Авраам, Ицхак. Еврейский народ связан с Всевышним тысячелетней историей.

Вторую часть статьи читайте здесь: Три недели траура. Часть 2

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com