Какова разница между верой и знанием? Почему одной веры недостаточно?
Шалом, уважаемые дамы и господа! С вами раввин Алекс Артовский, Марьина Роща, Москва.
Вопреки воле своего тестя, молодой жених Леви Ицхак поехал набираться знаний у раби Шмельке из Николасбурга. Когда он вернулся, рассерженный тесть сказал ему:
— Ну, что же ты такое уже выучил у ваших хасидов, что мы не можем вам преподать, молодой человек?
И тот сказал:
— Вы знаете, уважаемый тесть, я узнал, что есть Б-г.
Недоуменный тесть сказал:
— Ты узнал, что есть Б-г?
Он позвал простую служанку и сказал ей:
— Сара, ты веришь, что есть Б-г?
Она говорит:
— Есть Б-г!..
Леви Ицхак ответил:
— Она верит, что есть Б-г, а я знаю, что есть Б-г.
Какая разница между верой и знанием?
Вера на святом языке — «эмуна». Все, что касается только веры, остается в пределах чудес. Мы верим в существование Творца, в существование посторонних миров, ангелов, душ — мы верим.
Вера может, не дай Б-г, закончиться в какой-то очень маленький, минутный момент испытания. А когда человек знает, а познание — это использование холодного материального разума для соединения с той мыслью, с той идеей, с тем проектом, который называется «Б-г»… Познание — это самая твердая, разумная сфира, которую Каббала называет связью. Познание обычно порождает мидот. Мидот — это те эмоции соответствующие, которые нужны.
Многие говорят: «Познание порождает детей». Действительно, написано «Адам познал Еву». И действительно, на святом языке мы не используем, например, по отношению к женщине слова «я ее знаю». Это рассматривается как «я ее познал» — не всегда культурно так говорить. Поэтому мы говорим «я знаком».
Но слово «познание» — это самая великая связь с любым предметом, проектом, идеей в этом мире. Иногда недостаточные познания разрушают мир, разрушают идею. И эти познания о существовании Творца можно получить, только когда человек углубляется в Тору. Он не ограничивается какими-то начальыми познаниями. Они очень важны — надо знать недельную главу, надо знать комментарии Раши, надо говорить Теилим, молиться. Но иногда Вс-вышний требует от тебя, чтобы ты познал Его на уровне физического мира, и здесь обязательно нужны Каббала и хасидут.
Эти знания позволят нам наладить в семье шалом и увидеть, что нами движет Б-г, а не вот это некошерное слово — «случай».
Шалом шалом!
Источник: YouTube канал рава Алекса Артовского
Культурный, древний, юный, дикий,
неистребимый, how are life?
Священный город трёх религий –
шалом, Эль-Кудс*, Ерушалайм!
Твои врата, холмы, могилы
не увидавший наяву,
в стране холодной и унылой
давным-давно тобой живу.
При этом делаю работу,
давлю с узбеками “ерша”,
в харчевнях покупаю что-то,
но это – телом. А душа
ликует, горние истоки
не оставляя ни на миг,
все поэтические строки
свивая в сокровенный миф.
И пусть копыта иноверца
растопчут мой смиренный прах –
быть может, уцелеет сердце,
одной строкой войдя в Танах.
* арабское название Иерусалима. Буквальный перевод – «святыня»
О святой престол на семи холмах,
невозможный город – салют алейхем!
Это я погибал на твоих стенах
при еврейском царе и арабском шейхе
и рождался вновь – во дворце, в хлеву,
собирал маслины, играл на гуслях…
Вспомнив всё – задыхаюсь, молюсь, реву
и несусь песчинкой в могучем русле!
О столица мира, живи в веках,
полнись мудростью, тайной, как мёдом – соты;
никогда не умолкнут ни «ох», ни «ах»
разномастных толп на твоих высотах.
Никогда не коснусь твоего огня,
нищий бомж, в этом веке, но нет обиды –
не последний раз на Земле живя,
я ещё рожусь на земле Давида. 🙂