Цикл статей по недельной главе Корах от рав Ицхока Вольпина:
Корах — часть 1. Будьте благодарны за то, что вам дано
Корах — часть 2. Удалитесь от распрей и споров
Корах — часть 3. В чем проявляются истинные качества человека
Корах — часть 4. Стремитесь передать по наследству только хорошее
Корах — часть 5. Не уподобляйтесь людям склочным
Корах, который был потомком Леви, богатым человеком и ученым, решил, что Моше и Аарон заняли лидирующие позиции, не имея на это оснований. Во всяком случае, им следовало уделить и ему кусок пирога. Из-за этого он поднял мятеж, в который ему удалось вовлечь многих знатных людей, и вместе они предъявили Моше свои претензии. Толпа, собравшаяся вокруг Кораха, в результате была поглощена землей, вместе со всем их имуществом. Много уроков можно вынести из эпизода с Корахом:
Во-первых, это учит тому, что даже великие люди должны постоянно работать над своим характером. Никто ни от чего не застрахован. Корах, несмотря на принадлежность к избранным из Колена Леви, которому посчастливилось быть из тех, кто носил Арон (Ковчег), что могли делать лишь великие люди, все же провалился.
Во-вторых, на примере Моше мы учимся самообладанию и умению удержаться от ответа на провокации. Когда они пришли к Моше со своим списком претензий, Моше ответил: давайте подождем до завтрашнего утра, и Б-г даст знать, кто ему угоден. Как будто говоря: утро вечера мудренее, может быть завтра ситуация наладится. Но прежде всего это учит тому, что происходит с организаторами склок, бунтов, и с их соучастниками.
Мы видим, что они смогли назвать человека, которого Святая Тора описывает, как очень и очень скромного, выскочкой и самозванцем («мадуа тиснасу аль кехаль Ашем»- почему тебе должно превозносить себя над всем сообществом Б-га?). Когда люди вовлечены в конфликт, они совершенно теряют способность здраво мыслить. Они говорят и делают вещи, которые не имеют ни основания, ни смысла. Далее, когда Корах и его группа принялись донимать Моше и Аарона, Моше говорит (Бамидбар 16/11): В»Аарон ма ху ки салину олов — Кто Аарон, чтобы вам с ним враждовать? Есть прекрасное объяснение этого стиха, которое дает Р» Меир Арик.
Талмуд (Эйрувин 65б) сообщает нам, что истинные качества человека можно увидеть в трех вещах: его кармане, его стакане, и его гневе. Когда к кому-то обращаются с просьбой поделиться богатством, можно увидеть его истинный характер; когда человек нетрезв, его характер заметен; и, третий случай, когда человек разозлен, проступают его истинные качества.
Находясь в пустыне, у Аарона не было особенной возможности делиться своим богатством, поскольку каждый был благословлен Маном, и никто не голодал, как не было необходимости и в новой одежде, и т.д. Ему не было позволено опьяняться, поскольку он обязан был совершать служение в Святом Храме, и питье алкоголя было ему поэтому запрещено. Единственным остающимся способом узнать Аарона было постараться разозлить его. Об этом и говорил им Моше: В» Аарон Ма ху — Вы хотите узнать, кто такой Аарон? Ки салину олов — Когда вы с ним будете враждовать, тогда вы узнаете, кем он является.
Давайте будем из учеников Аарона, которые любят мир и преследуют мир.
Давайте всегда помнить об опасностях участия в склоках, и убережемся от негатива, который с ними идет.
Мир всем!
Гут Шаббос,
Раввин Ицхок Вольпин