Поделиться

Недельная Глава: Корах — часть 5. Не уподобляйтесь людям склочным

Цикл статей по недельной главе Корах от рав Ицхока Вольпина:
Корах — часть 1. Будьте благодарны за то, что вам дано
Корах — часть 2. Удалитесь от распрей и споров
Корах — часть 3. В чем проявляются истинные качества человека
Корах — часть 4. Стремитесь передать по наследству только хорошее
Корах — часть 5. Не уподобляйтесь людям склочным

Дорогие друзья! Глава начинается с возмутительных обвинений, сделанных Корахом, родственником Моше и Аарона, против этих двух великих лидеров страны, Моше и Аарона. Корах обвинил Моше и Аарона в самовозвеличивании и диктатуре, потому что сам он чувствовал, что именно он должен занять некую лидирующую позицию.

Очевидно, назначение Моше лидером, также как и Аарона на пост Первосвященника, исходило напрямую от Всевышнего и было засвидетельствовано всеми у Горы Синай. Однако, природа людей, которые любят ссоры и споры, что они ослеплены и не видят правду. В конце Кораха и его сподвижников поглотила земля вместе со всеми их родственниками. Если бы нам нужно было очертить главную тему этой главы, то это — позор и ужас, к которым приводят ссоры и споры, и их финал. Есть много уроков, которые можно выучить из этого трагического события.

Моше приложил усилия, чтобы попытаться успокоить спор, однако Досон и Авиром, сообщники Кораха, только подливали масло в огонь. Тора говорит (Бамидбар 16/12): Моше послал, чтобы позвать Досона и Авирома, но они сказали, что они не поднимутся. Возникает вопрос: ведь мы читаем несколькими строчками выше, что все зачинщики ссоры (Корах и компания), собрались перед Моше, так зачем тогда Моше должен был посылать кого-то, чтобы позвать их? Ответ прост. Природа склочных людей проявляется в том, что они разжигают огонь и убегают. Они не остаются, чтобы ответить за последствия. Поэтому Моше должен был звать их к себе.

Мишна в Пирке Овос (5:17 (5:20)) говорит: всякий спор, который во имя Небес — плодотворен, а спор не во имя небес — никогда не разрешится. Мишна продолжает: что такое спор во имя Небес? Это спор Гилеля и Шамая. А не во имя небес? Это спор Кораха и всей его общины. Очевидный вопрос, почему не сказано «Кораха и Моше и Аарона», почему «Кораха и его общины»? Ответ, как объяснил реб Элимелех из Лиженска, таков: склочные люди не могут воевать только со своими противниками, они и между собой воюют. Корах и община спорили между собой тоже. Каждый считал себя достойным, чтобы быть лидером. Именно поэтому Мишна говорит: «Кораха и его общины», поскольку среди них самих было много борьбы и споров.

Талмуд (Бава Басра 74a) говорит нам, что один торговец привёл Раббу бар бар Ханоха к месту в пустыне, где он показал ему две трещины в земле, из которых шёл дым. Рабба взял две палки, обмотанные шерстью, пропитанной водой, и засунул их в землю, и они вышли оттуда горящими. Торговец тогда сказал Раббе: «Приложите своё ухо к земле и послушайте.» Он услышал голоса, восклицающие «Моше Эмес ве Торасо Эмес» — «Моше — истина, и его Тора — истина», а мы — обманщики». Торговец ещё рассказал Раббе, что каждые тридцать дней Корах и компания переворачиваются в Гиеноме (аду), как мясо на гриле, и они вопят «Моше Эмес ве Торасо Эмес». Есть известное объяснение, почему было необходимо, чтобы там были две трещины, из которых появлялся дым, почему одной было недостаточно? Так получается, что и в аду они не могут ужиться друг с другом, и не могут даже находиться на «общих» углях, поэтому их должны «жарить» раздельно, на двух отдельных грилях.

Жажда спорить приводит к таким ужасным результатам и заставляет даже людей, мнение которых совершенно одинаково, воевать друг с другом. Сила единства ещё белее сильна, поэтому она приводит всё хорошее в этот мир.

Гут Шаббос,
Рав Йицхок Волпин

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com