Поделиться

👶✂️ Брит мила (обрезание): знак Вечного Союза

Обрезание знак вечного Союза

Обрезание для евреев — это не медицинская процедура, но важнейший религиозный ритуал, наполненный глубоким духовным смыслом.

Почему именно такой способ Вс-вышний избрал, чтобы отличить Свой народ и обозначить союз с Ним каждого еврейского мужчины? Читайте в нашей статье!

Первое обрезание: кто, где, когда?

Брит милу также принято называть «заветом Авраама» — именно ему, первому из трех наших праотцов, Вс-вышний повелел сделать обрезание в возрасте 99 лет. Об этом Тора рассказывает в недельной главе Лех Леха:

 

«Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола.И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет (это) знаком завета между Мною и между вами.» (Берейшит 17:11)

Согласно мидрашу, этот возраст для совершения обрезания был выбран Вс-вышним не просто так. Вот что об этом говорит предание:

 

«Аврааму было 48 лет, когда он познал своего Творца. Однако ему не было велено обрезать себя в то время, и он ждал, пока не стал намного старше и достиг возраста 99 лет.
Почему? Чтобы не закрывать дверь перед герами (неевреями, принявшими иудаизм), в каких бы преклонных годах они ни были».

Кроме Авраама, обрезание прошли его сын Ишмаэль (в возрасте 13 лет) и все его домочадцы — как члены семьи, так и рабы-чужеземцы, купленные за серебро. С тех пор обрезание стало обязательным элементом Завета с Б-гом.

Исполнив свою часть Завета посредством обрезания, Авраам обрел заслуженное право называться цельным и непорочным, как сказано: «…и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною и будь целен.» (Берейшит 17:1). Именно в заслугу этой заповеди Аврааму и его потомкам была обещана Земля Израиля: «И я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего, всю землю Кенаана во владение вечное, и я буду им Б-гом…» (Берейшит 17:8). Совершив довольно сложную и травматичную операцию в столь зрелом возрасте, Авраам вновь подтвердил свое полное доверие Б-гу и готовность исполнять Его святую волю.

Почему обрезание делают новорожденному именно на восьмой день?

Источник этого указания мы находим в том же эпизоде, где Вс-вышний провозглашает удаление крайней плоти знаком Союза между Ним и Его народом:

 

«И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме и приобретенный за серебро из всех чужеземцев, кто не из потомства твоего…» (Берейшит 17:8)

Восьмой день был установлен для этой особой процедуры не просто так — этому есть духовная причина. Суть обрезания — в возвышении материи (в данном случае — человеческого тела) до уровня духовного, а число 8 в еврейской традиции олицетворяет выход за рамки материального мира и поднятие в духовный мир. Заповедь обрезания новорожденного мальчика настолько свята, что исполняется даже в Шабат. По одной из традиций, именно на церемонии обрезания мальчик получает свое еврейское имя.

Исключением для переноса исполнения мицвы брит мила является болезнь ребенка — в таком случае обрезание откладывают, но как только мальчик выздоровел — брит мила проводят безотлагательно.

Если обрезание было совершено по ошибке раньше восьмого дня, исполнение мицвы не засчитывается. Такую ошибку нужно исправить посредством процедуры мецица — укола на месте обрезания с выпусканием капли крови.

На ком лежит обязанность исполнить заповедь и совершить обрезание?

Обрезание еврейского мальчика — это обязанность, изначально возложенная на его отца. Если же отец отсутствует или по какой-либо причине не может самостоятельно провести обрезание, эта обязанность переходит на еврейскую общину и, фактически, на каждого еврея. По достижении возраста бар мицвы мальчик становится лично ответственным за совершение обрезания.

Человек, профессионально обученный проводить обрезание, называется моэль. Это должен быть не только опытный хирург, но и соблюдающий еврей, хорошо знакомый с тонкостями проведения ритуального обрезания и следующий еврейским законам и традициям. Существуют алахические стандарты, которым должно соответствовать обрезание, и моэль, являющийся одновременно квалифицированным специалистом и Б-гобоязненным евреем, может обеспечить правильное выполнение процедуры как с религиозной, так и с медицинской точки зрения.

Важно отметить, что обрезание, сделанное в больнице хирургом-педиатром, не соответствует еврейским требованиям к исполнению заповеди брит мила и не будет считаться полноценным вступлением еврея в союз с Б-гом. Еврейский ритуал требует специальных методов и процедур, и некоторые привычные медицинские методы, такие как зажимы, запрещены в этом контексте, поскольку они могут причинить ребенку ненужную боль.

Поэтому важно доверять обрезание опытному моэлю, чтобы быть уверенным, что процедура будет выполнена правильно и в соответствии с еврейскими ритуальными стандартами.

Какое обрезание считается правильным с точки зрения Торы и еврейского закона?

Как гласит главный свод еврейских законов, Шульхан Арух, процедура обрезания состоит из трех этапов — их все необходимо соблюдать для того, чтобы обрезание было признано правильным с религиозной точки зрения.

  • Первая часть процедуры, которая, собственно говоря, и называется мила — это само обрезание.
  • Второй этап, называемый прия, заключается в рассечении внутренней стенки крайней плоти. Сначала производится обрезание толстой складки внешней кожи, называемой орла. Затем, рассекается внутренняя кожа, называемая ор а-прия, и заворачивается. Перед процедурой обрезания при помощи особого инструмента отделяется внутренняя кожа от органа, а затем, с помощью зажима и скальпеля, обе складки удаляются одновременно.
  • Третья часть, называемая мецица, включает остановку выступившей крови тампоном, либо, в более традиционном варианте, отсос через трубочку (и немедленное сплевывание) капельки крови с целью ускорения заживления раны.

Все эти этапы вместе составляют полную процедуру обрезания, выполненного согласно еврейским законам и традициям.

В древние времена для проведения ритуала обрезания использовались каменные ножи. Однако с течением времени для этой церемонии стали использовать металлические инструменты. Начиная с эпохи средневековья, обрезание обычно проводилось в синагоге, и в ортодоксальных общинах эта традиция сохраняется по сегодняшний день.

Начало ритуала сопровождается приветствием ребенка словами «барух аба!» — что можно перевести как «благословен приходящий!». В сефардских общинах присутствует еще один важный момент — провозглашение гимна, называемого «пиют», в котором произносится благословение для всех, кто соблюдает Завет с Б-гом.

Непосредственно перед процедурой младенца передают из рук матери моэлю. Мальчика кладут на символическое кресло пророка Элиягу, а затем на колени сандака — почетного гостя, который будет держать ребенка во время церемонии. Отец произносит благословение, после чего моэль или отец передает малыша обратно. Затем проводится обрезание согласно описанным выше этапам.

После обрезания моэль поднимает бокал с вином и произносит две брахи — на вино и благословение Вс-вышнему, постановившему вступать в данный завет Своему народу. Затем моэль молится за здоровье ребенка и называет его имя. По традиции, малышу дают несколько капель сладкого вина. Теперь он становится полноправным участником Союза Авраама и членом еврейской общины. На этом основная часть церемонии обрезания завершается, и можно приступать к празднованию за трапезой с песнями, гимнами и поздравлениями.

Обрезание — прежде всего дело духовное

Душа и тело существуют в тесной связи. Каждая часть тела соответствует определенной части души, и посредством своих действий и поступков, совершаемых через органы своего тела, человек оказывает влияние на свою душу.

Слово «орла», которое в нерелигиозной среде принято не совсем точно переводить как «крайняя плоть», обозначает оболочку или преграду, препятствующую восприятию некой энергии или информации. Крайняя плоть, которая покрывает орган, отвечающий за зарождение новой жизни, имеет аналогичную оболочку в духовной сфере, которая мешает Б-жественной душе действовать в соответствии с волей Вс-вышнего.

При помощи обрезания, подразумевающего удаление крайней плоти — лишнего элемента, человек устраняет духовную преграду, которая называется «орлат а-лев», «необрезанность сердца». Благодаря этому сердце освобождается от привязанности только к материальным вещам и открывается для любви к Б-жественному, стремясь к соединению с Творцом.

Обрезание было одной из трех заповедей, которые, наряду с соблюдением Шабата и изучением Торы, запрещались евреям притеснителями. Однако наш народ стойко и преданно, несмотря на риск для собственной жизни, совершал мальчикам брит мила под покровом тайны и тем самым показывал, насколько законы Вс-вышнего для евреев стоят выше любых указов земных правителей.

Обрезание символизирует смирение перед Высшей силой, освобождение от своих желаний и стремление к вступлению на более глубокий духовный путь. Таким образом, заповедь брит мила является важным элементом идентичности еврейского народа и его духовной связи с Б-гом. Она символизирует верность Завету и призывает к верности духовным принципам и ценностям народа Израиля.

Смотрите также:

Подписывайтесь на нас в Telegram:
https://t.me/vaikra

И в Instagram:
https://www.instagram.com/platformvaikra

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com