Поделиться

Месяц Менахем Ав: «И это к добру». Часть 1. Превращая траур в радость

На фоне от всех остальных месяцев еврейского календаря, наступление которых радостно приветствуется, месяц Ав выглядит подобным нежеланному гостю: «Когда наступает Ав, убавляют веселье». Но на самом деле именно в этом месяце нас ожидает увлекательная задача, которая по своей важности не имеет себе подобных, – постараться превратить траур разрушения в утешение, согласно обещанию пророков: «пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими». Поэтому принято называть месяц Ав именем Менахем Ав, чтобы уже с самого первого дня месяца у нас появилось на душе утешение и радость. Более того, Хасидизм объясняет «убавляют веселье» как уменьшают нежелательные явления посредством радости.

Это неожиданное толкование требует объяснения: Как именно это делается? Что здесь может быть радостным?

Задумаемся о сути этого месяца, используя для этого мудрость Каббалы и букву, которой этот месяц был сотворен. Этот метод особенно подходит для нашего месяца, поскольку Ав – первое слово, образующееся из комбинации двух первых букв ивритского алфавита. По сути, вместо того, чтобы сказать Ав אב, можно сказать алеф-бейт – это ясный намек на всю последовательность букв алфавита. Надо заметить, что особенность книги Танаха Эйха («Плач»), относящейся к этому месяцу, в том, что она почти вся написана в алфавитном порядке. И мудрецы даже дали этому такое объяснение «…потому что нарушили Тору, написанную буквами алеф-бейт». Кроме того, количество дней в «трех неделях» от 17-го Тамуза до 9-го Ава — (включая и сами эти два дня), равно 22-м, что соответствует числу букв всего ивритского алфавита.

Хорошая буква Тэт – ט

Итак, месяц Ав был сотворен буквой ט. Самый простой смысл этой буквы, числовое значение которой равно 9, указывает на девятое Ава – главный день месяца. Но это еще не все. Внутренний смысл буквы узнается по ее первому появлению в Торе, поскольку Тора является своего рода «планом» творения. И вот мы видим, что впервые буква ט появляется в стихе: «И увидел Б-г свет, что он хорош (тов, טוב)». Следовательно, эта буква очень хорошая — טובה. В самом деле Талмуд утверждает: «видевший Тэт во сне – это ему красивый знак, потому что написана эта буква впервые к добру: с первого стиха Берешит и до «И увидел Б-г свет» не была [еще ни разу] написана буква ט».

И так объясняется тот факт, что слово טוב и буква ט не появляются в тексте первых Скрижалей («10 диброт»): «почему в первых диброт нет слова «тов»? Поскольку первые Скрижали в конце концов были разбиты [и тогда бы вышло что] не дай Б-г прекратилось бы добро в Израиле». В противоположность этому, в Десяти заповедях, которые записаны в книге Дварим, слово тов в самом деле появляется в стихе: «дабы хорошо было тебе», поскольку этот текст написан на вторых Скрижалях, которые разбиты не были. Из этого следует, что слову טוב и букве ט подходит появляться там, где уже не будет разрушения и прекращения. Это также простой смысл слов: «И увидел Б-г, что это хорошо» – Б-г хотел, чтобы существовало Творение.

Однако вызывает удивление тот факт, что именно месяц Ав был сотворен буквой Тэт, ведь девятого Ава происходили самые тяжелые события в истории нашего народа: грех разведчиков, гибель поколения пустыни в течение сорока лет, разрушения обоих Храмов, и многие другие несчастья вплоть до нашего поколения. Все просто было разрушено, подобно первым Скрижалям (что были разбиты еще 17-го Тамуза), и что же может быть в этом хорошего?

Автор: рав Ицхак Гинзбург
Перевод: А. Кочубиевская

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com